Цели:
Из всех человеческих отношений семья - самое древнее и самое важное.
Что такое семья? Это муж и жена, это родители и дети, бабушки и дедушки. Это дом. Это любовь и верность, труд, радости и печаль, обычаи и традиции.
Семью прежде всего хранит женщина. С древнейших времен она поддерживает огонь семейного очага, даже и в прямом смысле - русские печи в наших избах не остывали по несколько столетий.
Исторические источники донесли до нас незабываемые примеры любви и верности. Так, Гомер в "Одиссее" воспевал верность Пенелопы, более 20 лет ожидавшей возвращения Одиссея с Троянской войны.
Тяжелой, безрадостной (чаще всего) была судьба русских женщин в прежние времена. Родители определяли судьбу дочери, выдавая замуж чаще всего за незнакомого, нелюбимого, которого отныне она должна была слушать во всем. (Звучит народная песня "Что во поле пыльно?")
С момента женитьбы честь мужа и жены становилась нераздельной. "Нет ничего злее злобы злой жены". "А добрая жена есть мужу венец" -скажет в своем знаменитом "Молении" Даниил Заточник. Вопросы верности друг другу были ни достижением, ни доблестью, а нормой поведения. Кстати, разводов в древние времена не было, и единственной возможностью избавления от невыносимой семейной жизни был уход в монастырь. Но и это было сложно.
Уставы монастырей позволяли принимать женщин лишь тогда, когда она выполнила свой долг рождения и воспитания детей, и уже потом ей позволялось посвятить себя духовному, а не мирскому. Кстати, в монастыри не принимали и мужчин, если у них были маленькие дети.
Уход в монастырь был обычен для женщин, потерявших мужа. Княгиня Евдокия, супруга Дмитрия Донского, родила мужу 11 детей и тут уже кстати или некстати надо вам сказать, что ни о каких предохранениях против беременности раньше не было и речи, и знать о них не знали.
Причем, кажется, что Евдокии много лет, нет, очень мало, она овдовела в 38 лет и, овдовев, постриглась в монахини под именем Евпраксии. Она была очень красива, бывшая великая княгиня, и злые языки придворных наушников стали внушать великому князю московскому Василию, что его мать не хранит монашеский сан. Василий вынужден был обратиться к матери.
Тогда она, призвав к себе всех детей (семерых сыновей и четверых дочерей) разделась перед ними, и они увидели страшное, иссохшее, изможденное постом и молитвой тело родившей их матери. Тогда они устыдились и упали ей в ноги.
У молодых людей XX века настольным чтением были записки княгини Долгоруковой. Написать их Наталью Борисовну упросил сын. Они написаны в предсмертные годы.
Записки Натальи Борисовны очень явственно напоминают еще 2 трагические и светлые судьбы. То, как княгиня убивается в дороге, напоминает записки протопопа Аввакума и его жены. В середине XVII века в России была проведена церковная реформа Никона.
Среди ярых противников этой реформы мы встречаем не только боярыню Морозову, известную нам по картине Сурикова (демонстрируется иллюстрация), но и Аввакума. Он также был отправлен в ссылку в Сибирь. За ним, нисколько не сомневаясь в правоте мужа, идет его жена с малолетними детьми.
- "Пеши бредуча, протопопица с ребятами убивается. По льду идя повалилась, встать не может. Поднимаю ее, сам падаю. Протопопица, плача, кричит: "Доколе нам еще мучаться, Петрович?" - "До самыя смертия, матушка", - "Ино и ладно, - отвечает, - еще побредем".
1825 год. Неудавшееся восстание декабристов, в день восшествия на престол Николая I, о котором появилась эпиграмма:
Недолго царствовал,
Но много начудесил,
125 в Сибирь сослал,
И пятерых повесил.
Вслед за сосланными в Сибирь декабристами отправились туда и их верные жены, среди них Трубецкая, Муравьева и др. об их жизненном подвиге написал поэму "Русские женщины" Некрасов. - Посмотрите, пожалуйста, сцену из этой поэмы, подготовленную учащимися 9 класса.
Кинофильм "Звезда пленительного счастья" о женах декабристов дает лишь приблизительное представление об их мучениях. Хочется остановиться на судьбе Полины Анненковой (урожденной Гебль). Она ехала в Сибирь еще невенчаной, но уже знавшей, что она лишается всего, что ее будущие дети будут записаны в крестьянское сословие, что все имущество мужа конфисковано.
А венчание, когда кандалы с Ивана Александровича были сняты только в церкви и только на время венчания: а жених, ставший мужем, вновь и надолго превратился в каторжника и увезен в острог.
Потом долгие-долгие годы лишения прав, мучения, болезни детей, домашнее крестьянское хозяйство. И вот то, как молоденькая девушка, не знавшая вначале даже языка, еще не перемолвившись с будущим мужем о любви, но услышавшая голос сердца, решается на любые испытания во имя создания семьи с любимым человеком - все это даже в представлении, даже без применения к своей судьбе, потрясает.
И жена Аввакума, и Евдокия, и Наталья Долгорукова, и Полина Анненкова, и Анна Андреевна, жена Ф.М. Достоевского - личности незаурядные, но они вовсе не считают свою судьбу, свою жизнь выдающейся. Их жертвенность порой равнялась гражданскому, нравственному подвигу и была во имя преданности делу мужа.
Любовь к нему есть вера в его дела. Могла ли Евдокия усомниться, что Дмитрий не должен собирать русские княжества на Куликовскую битву? Нет! А ведь знала, что скорее всего останется вдовой. Да так оно и вышло.
Ведь хотя Дмитрий и не погиб в битве, но, раненный "через доспех", так и не оправился и вскоре умер. Ведь он тоже не дожил до сорока. А сотни и сотни тысяч русских жен и матерей? Разве не из тех времен пришла к нам вера в то, что женщина своей любовью спасает мужа?
Вспомним плач Ярославны на городской стене в Путивле: "О ветер, ветрило, прилелей воинов моего лады..." Да разве могла когда-нибудь Анна Григорьевна Достоевская усомниться в том, что муж ее может жить как-то иначе, не так часто уезжать от нее и детей. Нет. Все его дела она взваливала на себя.
Эти бесконечные бессонные ночи переписывания рукописей, эта бесконечная нехватка денег, переходящая в бесконечные заботы, займы, нищету, эти унизительные переговоры с книготорговцами. Кто бы еще мог вынести такое?
А сам Федор Михайлович? Разве он не огорчал жену? Эти его бесполезные, ужасные попытки избавиться от нищеты с помощью карточной игры. А болезнь его, вывезенная с каторги, изнуряющая нервная болезнь? Головные боли, раздражительность.
Но надо всем этим единственное, что могла перенести все и помочь великому писателю прошлого, и нашего, и будущего веков, единственное, - это любовь и сострадание, и умение прощать. А сострадание, умение прощать всегда рядом с любовью. Не случайно в прошлом женщина говорила любимому: "Я жалею тебя".
Перечитайте дневники Софьи Андреевны. Но только не выискивайте там невольные женские обиды. Помните, что рядом с нею был не кто-нибудь, а Лев Толстой, что не только современники, но и мы, поздние потомки не в силах еще подняться до его мучений и искании смысла жизни. Нет, смотрите там, где Софья Андреевна берет на себя часть тяжести мужской судьбы. Но хорошо ли, удобно ли читать чужие дневники? В данном случае это необходимое чтение.
Когда в конце жизни Софью Андреевну просили написать ее автобиографию, она отказалась: "Мне показалось это нескромно". Но потом она рассудила иначе: ... я, сама по себе, ничего не значу, а значение моей 42-летней супружеской жизни с Львом Николаевичем не может быть исключено из его жизни, то я и решилась описать.
Всякая жизнь интересна, а, может быть, и моя заинтересует кого-нибудь из тех, кто захочет узнать, что за существо была та женщина, которую угодно было Богу и судьбе поставить рядом с жизнью гениального и многосложного графа Л. Н. Толстого"
И наше время показало необычайно высокие образцы самоотверженной супружеской жизни и любви. Жены революционеров, разделившие со своими мужьями подполье и ссылку, каторгу и тюрьму. Жены исследователей и первооткрывателей, чья жизнь сопряжена с постоянным риском.
А миллионы вдов, оставленных войной? Какой недосягаемо высокий памятник должен быть создан их любви и верности. Как разгадать одну из самых жизненных женских примет, когда она верит, что ее любовь спасет даже на расстоянии? Звучат:
"Жди меня, и я вернусь...", "Ты меня ждешь... и поэтому знаю - со мной ничего не случится", "Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви..." - эти строки были созданы в самое трудное для нашего народа и страны время, и они - о силе женской любви.
Какая это была бы нужная книга, какое поучительное, возвышающее душу чтение, если бы собрать записки, дневники, воспоминания всех этих женщин, истории их судеб, воедино! Ведь это все женщины незаурядные.
Они тем более раскрываются как личности в качестве жен и сподвижниц своих мужей. И еще матерей! Муж и дети, растворение в них, полная отдача семье и тогда женщина может сказать о себе: "Я счастлива!"
Рефлексия
- Скажите, девушки, хотели бы вы испытать такую любовь, за которую "можно все отдать"?
- Скажите, юноши, хотели бы вы встретить в своей жизни такую самоотверженную любовь?