Проект по истории на тему "История русского народного костюма"

Национальный костюм каждого народа – это уникальное явление, отражающее особенности культуры народа, его традиции, обычаи, исторические события. По костюму можно судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности.

Одним из самых интересных и необычных национальных костюмов является русский народный костюм. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа, при его создании использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси.

В русском национальном костюме нашли отражение русская душа народа и его представление о прекрасном. В нем выразилось стремление русского человека к красоте, к улучшению своего быта. Русские женщины, даже простые крестьянки, на протяжении многих веков были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты – тем богаче считался хозяин дома и тем больший почет был хозяйке.

Традиционный костюм является важным связующим звеном в восстановлении и укреплении духовной связи между поколениями. Знание истоков своего народа, его культуры, быта, истории, особенностей национального костюма позволяет нам не потерять свою самобытность, гордиться уникальностью своей нации, воплощать новые свежие идеи, основанные на традициях предков.
Сегодня, очень немногие знают историю происхождения русского народного костюма. В этой книге я предлагаю исправить этот факт.

Костюм древней Руси (X-XIII век)

Костюм крестьянки

Костюм крестьянки X-XII века – длинный и свободный.

Основой русского костюма была рубаха. Женская рубаха того времени была длиной до щиколоток. Рукава рубахи также шились длинными, собрались складками у запястий. Чаще всего рубахи были светлыми, льняными, сшитыми самими крестьянками из домотканого сукна.

Украшался этот предмет одежды в первую очередь вышивкой на вороте, подоле и рукавах. Женщины вышивали на ткани птиц, зверей и множество разных узоров. Вышивка на одежде имела особое значение в Древней Руси, люди верили, что яркий узор защитит тело человека от злых духов.

Поверх рубахи девушки могли завязывать поневу – шерстяную юбку, которая стягивается на талии с помощью пояса. Такую юбку было позволено носить только девушкам, которых можно выдавать замуж. До достижения этого возраста девочки ходили в подпоясанной рубахе.

Цвет поневы мог быть различным. В основном ее делали красной или синей, украшали подол в зависимости от статуса, который имела семья. Поневы также делились на праздничные и повседневные. Повседневные поневы были светлыми, они не украшались; праздничные – украшались большим количеством узоров, были яркими.

Помимо поневы крестьянка носила запон (передник) – прямоугольный кусок ткани с прорезью для головы, который надевался через голову и подпоясывался. Это была одежда, надевающаяся на рубаху и не сшитая по бокам.

Праздничной нарядной одеждой, надевавшейся поверх поневы или запоны, был навершник – вышитая туника из дорогой ткани с короткими широкими рукавами.

Гашником называли как женский, так и мужской пояс. Этот традиционный атрибут русского народного костюма представлял собой плотный шнур, которым завязывали одежду. Женщины подвязывали им поневу. Гашник часто делали из красных ниток, считая, что он защищает тело от нечистой силы так же, как и вышивка на рубахе.

Основной обувью крестьян были лапти – обувь, сплетенная из лыка -полосок внутреннего слоя коры (подкорья молодых лиственниц). При этом ноги до колена обвязывались онучами.

Онучи – часть обуви, длинная, широкая (около 30 сантиметров) полоса ткани белого, черного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти).

Такими полосами ткани оборачивали всю ступню и голень. Онучи, если их носили с короткой обувью или вообще без нее, подвязывали к ноге кожаными поворозами или оборами – веревочными или лыковыми, вязанными или плетеными. Первыми пользовались в будни, вторыми (чаще белого или красного цвета) – по праздникам. Оборы обвязывали вокруг ноги крест-накрест или витками.

Обычно летом носили холщовые (льняная или конопляная ткань) онучи, зимой носили суконные (шерстяная ткань полотняного плетения) и холщовые вместе.

Зимой в деревнях носили шубы. Шуба (свита) была сделана из шкур животных и меха. На ноги зимой надевали поршни – простую обувь, похожую на лапти, сделанную из кожи.

Интересный факт!

Происхождение фразы, используемой в современном разговорном языке шевелить поршнями большинством ассоциируется с поршнями, являющимися устройством (деталью двигателей, компрессора или насоса), на самом деле данная фраза связана с историей обуви, которую крестьяне носили зимой еще в X веке, и означает шевели ногами, иди быстрее.

Замужние женщины ходили только с покрытой головой – это было строгой традицией. Волосы покрывались особым чепцом – повойником, а поверх него надевался белый или красный полотняный платок – убрус.

Костюм крестьянина

Основной одеждой крестьянина X-XII века была рубаха длиной немного ниже колен. Это была распашная одежда с просторными рукавами. Лишняя длина рукава собиралась в складки у запястья крестьянина. Самым распространенным материалом, из которого делали рубахи, было домотканое сукно. Обычно они были льняными.

Рубахи отделывали вышивкой красного цвета. Часто красную вышивку можно было увидеть на рукавах, вороте и подоле. Люди отделывали одежду яркими узорами, полосами, образами птиц и зверей для того, чтобы защитить свое тело от нечистой силы. Рубаха делилась на повседневную и праздничную. Рубаха, которую крестьянин надевал каждый день была простой, праздничная рубаха была ярко расшита.

Под рубаху крестьянин надевал порты – неширокие длинные штаны, сужающиеся книзу. Такие штаны надевались под рубаху и завязывались на талии. Для того, чтобы закрепить порты на поясе, использовался пояс, который называли гашником. Сделаны порты были чаще всего из холста или шерстяного сукна. Они не украшались вышивкой, в основном были темных цветов.

Еще одним элементом костюма крестьянина являлась подоплека – подбой верхней части рубашки, прикрывающий грудь и плечи.

Интересный факт!

Мужики, идя в присутственное место с ходатайством или заявлением, клали бумаги с изложением сути дела или просьбы за пазуху, то есть под подоплеку, являющуюся нижней частью одежды. Так появилась фраза "Подоплека дела". Использование слова "подоплека" и сегодня имеет широкое применение и означает скрытую причину чего-либо, только мало кто помнит о происхождении этого слова.

Ниже колена мужчины заправляли порты в онучи, закрепляли онучи с помощью оборов и надевали лапти. Зимой крестьянин надевал поршни – похожую на лапти обувь, сделанную из кожи чего-либо.

Костюм боярина

Одежда боярина в X-XII веках не сильно отличалась от одежды простого крестьянина. Нижней частью одежды боярина была рубаха. Ее длина была немного ниже колен, рукава неширокие, собирались складками у запястья. Рубахи обычно украшались вышивкой, изображавшей фигуры (ромбы, линии, очки, кресты и т.д.) и древние символы.

Такое украшение одежды служило оберегом для человека и защищало тело от проникновения злых духов к телу. Характерная для Древнерусского народа вышивка выполнялась красными нитями на белой ткани.

Поверх первой рубахи, напоминающей простую крестьянскую, боярин надевал вторую, более яркую рубаху, чаще всего выполненную из привезенных заграничных тканей. Этот предмет одежды более разнообразен в цвете, чем нижняя рубаха, которая шилась именно из белой, светлой ткани. Верхняя рубаха полностью закрывала собой нижнюю. Фасон ее ничем не отличался от фасона нижней рубахи.

Иногда на рукава вокруг кисти надевали зарукавья – это элемент традиционного русского национального костюма; украшение, которое появилось еще в домонгольский период (X-XIII вв.) и широко использовалось вплоть до XX в. Зарукавья одежды украшались как вышивкой, так и металлами. Знать, имеющая достаточные богатства, имела возможность украшать зарукавья драгоценными камнями.

Известны зарукавья двух видов. Первый – тканевые чехлы, предназначенные для носки поверх одежды. Они могли быть короткими, как манжета, или закрывать полруки – запястья до локтя. Такие чехлы, как правило, выполнялись из дорогой ткани и расшивались камнями (в том числе и драгоценными) или яркими узорами. Второй вид зарукавья – обычный в нашем понимании широкий браслет из камня или металла, который надевали на одежду, т.е. поверх рукава.

В древности зарукавья носили и мужчины, и женщины.

Бояре так же, как и крестьяне, носили порты. Дорогая ткань – это единственное, что отличало их от обычных крестьянских. Когда крестьяне носили холщовые порты, знать носила порты, изготовленные из шелка и сукна.

Если простые крестьяне могли позволить себе в основном только льняную ткань, бояре имели возможность носить рубахи из более дорогих тканей, обычно шелка. Наибольшее количество шелковых тканей, которые покупали бояре, приходило на Русь из Византии и считалось роскошью.

Обязательным элементом одежды для знатного человека на Руси являлся пояс – гашник. Он был сделан из ткани и мог украшаться не меньшим количеством драгоценных металлов и каменьев. Часто пояс украшался не только для демонстрации своего богатства и придания поясу красоты, но и для того, чтобы отразить социальный статус хозяина.

Интересный факт!

В X веке карманов на одежде не было, "нужные" вещи затыкали за пояс, который в то время назывался "гашник". Отсюда появилась фраза "держать в загашнике" – то есть держать в укромном месте. Слово "загашник" и сегодня используется в лексиконе современного человека.

В основном бояре носили на ногах сапоги, для изготовления которых использовали кожу, сафьян, атлас и бархат. Сапоги украшали узорами, драгоценными камнями и металлами, прошивали золотом и серебром. Такая обувь, в отличие от лаптей, стоила очень дорого из-за того, что для ее создания требовалось материала гораздо больше, чем для поршней, а обильное украшение кожи или сафьяна драгоценностями делало сапоги еще более дорогим предметом одежды.

Верхней одеждой служила свита. Она была прямой, длиной не ниже колен, с длинными узкими рукавами, книзу расширялась за счет клиньев. Свита подпоясывалась широким поясом, к которому подвешивался кошелек в виде мешочка – калита. Для зимы свиту делали на меху.

Костюм боярыни

Нижней частью костюма X-XII века боярыни считалась рубаха. Длина рубахи доходила до ступней, рукава были заужены книзу и собирались в складки у запястий. Ворот, рукава и низ, как и у бояр, украшались геометрическими узорами и символами, которые вышивались на белой ткани красной нитью. Нижние рубахи, в отличие от обычных крестьянских, делались не из домотканого сукна, а из сукна и шелка.

Вторым элементом костюма боярыни была верхняя рубаха, которая изготавливалась из дорогих, привозных тканей. Ткани из других стран имели большое цветовое разнообразие. Кроме того, на них выполнялось теснение рисунком, они могли быть вышиты серебром или золотом.

Эти ткани, называемые паволок, делали костюм русского человека красочным и ярким. Верхние рубахи дополнительно могли расшиваться жемчужными нитями, украшаться металлами и драгоценными камнями. Ворот мог собираться и обшиваться каймой.

Рукава верхней рубахи боярыни, в отличие от мужской рубахи, были широкие, из-под них виднелись зарукавья – дополнительные детали костюма, щедро украшенные металлами и дорогими камнями. Они надевались на руки у кисти на нижнюю рубаху.

В ассортимент женской одежды этого периода входят также понева – юбка, запахнутая поверх рубахи.

Обязательной деталью в одежде боярыни был пояс – гашник. Им подпоясывали верхнюю рубаху. Украшали его по-разному: он мог быть украшен узором из разноцветных нитей, вышит драгоценными камнями и металлами.

Основной обувью боярынь были мягкие сапоги без каблуков, сделанные из цветной кожи с вышитыми носочной и нижней частями. Нередко сапоги разрисовывались ярким узором, украшались металлическими изделиями.

Костюм князя

Князь на Руси, как и бояре, носил две рубахи – нижнюю и верхнюю. Длина рубах могла быть разной. Они могли доходить от середины икр ног до пола. Нижняя рубаха имела неширокие рукава. Она расшивалась узорами по самому низу подола, на рукавах и вороте. Нижние рубахи могли быть разных цветов, узор обычно выполнялся цветными нитями.

Верхняя рубаха шилась из привозных тканей, украшалась вышивкой нитью из серебра, золота, жемчуга. Драгоценные металлы и камни тоже присутствовали на княжеском костюме. Такая отделка часто встречалась на нижней части рубахи.

Так же, как и бояре, князь носил порты из привозной ткани.

Поверх рубахи князья носили зарукавья, украшенные драгоценными камнями, металлами, сделанные из дорогой ткани.

Княжеский пояс – гашник одевался поверх верхней рубахи и тоже обильно украшался драгоценностями, орнаментами, яркой вышивкой в основном красного, золотистого цвета.

Корзно было элементом костюма как князя, так и знати. Оно представляло собой мантию, которая накидывалась на верхнюю рубаху и застегивалась на правом или левом плече при помощи запонки (фибулы) или пряжки. Корзно было длиной до икр ног. Его делали из дорогих узорных тканей, украшали золотой каймой – оторочкой, и, как правило, делали красную подкладку.

Оплечье было частью княжеского наряда. Оплечье – это элемент одежды, покрывающий плечи. Это была не просто часть княжеской одежды, а знак власти. Оплечье украшалось драгоценными камнями и металлами так же, как и другие детали одежды знатного человека на Руси.

Основной обувью князя были сапоги из цветной кожи, на которых нередко выполнялся рисунок.

Работа публикуется в сокращении. Скачать полную версию проекта "История русского народного костюма" вы можете по ссылке ниже

Размер:
51.41 Kb
Скачали:
18

Метки к статье: проект, история