Интеллектуальная игра по географии для 7-8 классов "Что? Где? Когда?"

Цель и задачи:

  • повторить изученный материал, систематизировать его;
  • развить географическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;
  • расширить кругозор учащихся и развить познавательный интерес к изучению географии.

Оборудование: 6 конвертов с вопросами, волчок. (юла), компьютер, проектор, экран, черный ящик.

Ход игры "Что? Где? Когда?"

I. Организационный момент

Разделить класс на команды можно различными способами, предлагаю свой. Деление на две команды проходит через игру "Кого выберешь ты?"

Первого ученика приглашает к себе учитель и просит ее выбрать кого-нибудь из класса фразой "Кого ты выбираешь?", вновь выбранный встает по другую руку учителя и выбирает следующего, который, в свою очередь делает свой выбор, но становится к первому ученику. Каждый из учеников встает со стороны, противоположной той, откуда его пригласили. Так формируются две команды. Они садятся за столы и придумывают название, выбирают капитана. После небольшого вводного инструктажа конкурс начинается!

Ведущий: Здравствуйте, гости и участники. Сегодня мы проводим игру в клубе знатоков.
Тема заседания "География". Наша цель - повторить знания и умения, полученные на уроках географии. Команды должны набрать как можно больше баллов. Команды состоят из 6 человек, избран капитан. (каждый участник представляется)

Во время игры, все участники придерживаются правил толерантности, выслушивают всех членов команды, решение, кто отвечает - принимает капитан. Каждый тур будет иметь разные условия, поэтому нужно быть внимательными. Команды должны показать свою эрудицию, сплоченность, единство, проявить лучшие качества и реализовать амбиции.

Жюри следит и оценивает ответы каждой команды. В конце турнира, команда – победитель получит приз и будет назван лучший игрок - знаток географии 8-х классов.

Разминка "Дальше-дальше"

Из 10-ти вопросов нужно попытаться ответить на наибольшее количество. Побеждает тот, кто ответит на большее количество вопросов за 1 минуту.

1 группа вопросов

  1. Внутренняя часть строения Земли, самая плотная и очень тяжелая называется? (ядро)
  2. Канал, соединяющий очаг вулкана с земной поверхностью? (жерло)
  3. Фонтанирующий источник горячей воды? (гейзер)
  4. Воронкообразное отверстие на вершине вулкана? (кратер)
  5. Это дерево устанавливают на новый год в домах. (ель, сосна)
  6. На этом цветке гадают "любит - не любит". (ромашка)
  7. Красивое дерево с белым стволом и черными отметинами. (береза)
  8. Это растение не имеет корней, плетется по деревьям в джунглях. (лиана)
  9. На этих деревьях растут кокосовые орехи? (пальма)
  10. Растение, которое дает масло и похоже на солнце. (подсолнух)

2 группа вопросов

  1. Излившаяся на поверхность магма. (лава)
  2. Огромные волны, возникающие в результате подводных землетрясений. (цунами)
  3. Минералы и горные породы, которые человек использует в хозяйственной деятельности. (полезные ископаемые)
  4. Высокоподнятые над землей формы рельефа. (горы)
  5. Плакучее дерево с гибкими ветвями. (ива)
  6. Растение, которое обжигает кожу. (крапива)
  7. Королева цветов. (роза)
  8. Его плоды – кисти, но красить ими нельзя. (виноград)
  9. Вырастает из желудя. (дуб)
  10. 10. Цветущий колючий кустарник. (шиповник)

2 тур

Играют 2 команды. Выигравшая, набравшая максимальное количество баллов играет во 2 туре. 6 очков.

1. Многие считают, что Канарские острова получили свое название от большого количества живущих там канареек. На самом деле наоборот - именно птицы были названы в честь островов. Рассмотрите герб Канарских островов и дайте объяснение их названия. (Ответ: Название Канарские происходит от латинского слова canis - собака. Так назвали остров римляне, когда столкнулись с его обитателями, обожествлявшими собак. И сегодня на гербе Канарских островов щит поддерживают именно собаки)

2. Бирманцы, обитатели островов Мергуи с возрастом становятся не старше, а моложе. Поясните смысл этого феномена. (Секрет здесь несложный: по местной традиции, новорожденному сразу приписывают 60 лет, и с каждым годом его возраст уменьшается. Если человек, все время молодея, достигает нулевого возраста, ему добавляют еще 10 лет)

3. Антарктида – единственный материк, на котором не зарегистрировано ни одного землетрясения, хотя действующие вулканы там есть. Объясните загадку сейсмического спокойствия шестого континента. (По мнению некоторых ученых землетрясениям препятствует огромный слой ледяного панциря, покрывающий эту часть суши)

4. К какому часовому поясу относятся Северный и Южный полюс? (На Северном и Южном полюсах все меридианы сходятся в точку, и их нельзя отнести ни к одному часовому поясу. Поэтому принято считать, что там действует всемирное время. (по Гринвичу)

5. Гора Тонга лишь немногим уступает Эвересту: ее высота - 8 690 метров. Однако среди восьмитысячников Земли она не значится, и альпинисты не сделали ни одной попытки покорить ее. Почему? (Она находится под водой в Тихом океане)

6. В Закарпатье, неподалеку от села Делового, лежащего между старинными городками Тячевым и Раховым, на берегу р. Тисы, у обочины шоссейной дороги стоит каменный столб с полустертой надписью на латыни: "Вечное место, старательнейшим образом определенное по приборам, измерением градусов меридиана и параллели". Вопрос: чем примечательно это место? (здесь центр Европы)

7. В основном вся посуда африканской семьи "растет" возле дома. Плоды растения перевязывают в нескольких местах и выращивают до нужных размеров. Образуются разные бутылки, кувшины, миски и другая посуда самой удивительной формы. Вопрос: какое это растение? (тыква)

8. Погода и климат – понятия разные. Вопрос: есть ли на Земле такое место, где между двумя понятиями нет разницы? (экватор)

9. Уважаемые знатоки! При составлении списка растений для Королевского ботанического сада придворный ботаник был ужасно рассеян и в разделе "Австралия" допустил несколько ошибок, при этом забыв внести в него самое широко распространенное австралийское дерево. Исправьте в списке ошибки и допишите название этого дерева: зонтичная акация, казуария, финиковая пальма, бутылочное дерево, гевея, фикус, пирамидальная сосна. (Зонтичная акация, казуария, бутылочное дерево, фикус, пирамидальная сосна. Забытое дерево - эвкалипт)

10. Уважаемые знатоки! Почему в амазонской сельве обитает только один представитель копытных - тапир? Какую природную зону, наоборот можно назвать "царством копытных"? (Отсутствие открытых пространств. Зона саванн и редколесий)

11. Мексиканский курорт Акапулько всемирно известен. Своей популярностью он во многом обязан местному климату, как нельзя лучше подходящему для отдыха. Догадавшись, что в переводе с языка ацтеков означает слово "акапулько", назовите знаменитого путешественника из очень известной детской книги. (автор Николай Носов), побывавшего, помимо прочих интересных мест, и в городе с аналогичным названием. (Незнайка. Комментарии: "Акапулько" в переводе – "солнечный город")

12. У африканской народности суахили есть легенда, повествующая о том, что первый человек спустился на землю с неба. А кто помог ему это сделать? (Жираф)

13. Те, кому довелось с ними близко познакомиться, говорят, что каждый из них - это "две тонны плохого характера". Кто же они? (Носороги)

14. Однажды в Южной Америке испанские конквистадоры были поражены, увидев неподвижно зависшее в воздухе существо, окруженное облачком. Спешно позвал священника, он глянул на чудо и объявил, что это - ангел. А кто же это был на самом деле? (Колибри)

15. В середине IX века викинги впервые вышли в Средиземное море. Не встретив серьезного сопротивления со стороны богатых приморских городов, они тем не менее вскоре вынуждены были убраться восвояси. Викингов напугала внезапно поразившая их "кожная болезнь". Что было ее причиной? (Викинги, никогда раньше не сталкивавшиеся с жарким южным солнцем, просто сгорели)

Внимание, черный ящик!

1. У некоторых из вас ЭТО есть. В свое время церковь запрещала пользоваться ЭТИМ, так как ЭТО искажает действительность. Назовите предмет, который в последнее время составляет ЭТОМУ серьезную конкуренцию. (очки)

2. В "черном ящике" лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном и моченом виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрестноопыляемое, весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до -30 градусов Цельсия! Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма тяжелые металлы. Южная столица Казахстана названа в честь этого плода. О каких плодах идет речь? (о яблоках)

3. С вами играет Христофор Колумб – итальянский путешественник, мореплаватель. Его именем названа одна из южноамериканских стран – Колумбия. Традиционно считается, что Америку для европейцев открыл именно он.

Внимание, "Черный ящик"! В "черном ящике" лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранить воина от стрелы, ударов мечей.

Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием для изучения астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания.

И в наше время его используют при профилактике простудных заболеваний, а его соком даже мажут голову, чтобы волосы росли гуще. Внимание, вопрос! Что лежит в "черном ящике"? (луковица)

4. Уважаемые знатоки! Какому веществу написал гимн французский летчик и писатель Антуан Де Сент – Экзюпери: "У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты есть сама жизнь". Это самое распространенное вещество на Земле. (вода)

5. Что находится в ящике? Без него мы не можем обойтись ни дня. Его родина - Южная Америка. Только в Боливии его растет более 200 сортов. Что это? Что еще ты знаешь о нем? (картофель)

3 тур "Слово, что означает?"

1. Какое слово в переводе с японского означает "большая волна в гавани"? (Цунами)

2. Индейцы-алгонкины называли представителей одной из народностей арктического побережья Америки словом, означающим "питающийся сырым мясом". Сами себя они называют "иннуит" - люди. Но алгонкинское слово все равно осталось названием этой народности. Назовите их. (Эскимосы - от алгонкинского "эскиманцик")

3. Скажите по-эвенкийски "обувь". (Унта)

4. Народ канури живет в африканской стране Чад. На языке канури слово "чад" означает "озеро". А как переводится на язык канури слово "море"? (Чад - так называют любое обширное водное пространство)

5.Скажите на языке инков "медные горы". (Анды)

6. По-латыни "созданное" - creatura, "раскрашенное" - politura, "нарисованное" - pintura. Переведите на латынь слово "испачканное", если то, что получится, очень полезно для сохранения природных ресурсов. (Maculatura)

7. "Один человек много дней шел через леса, превозмогая жажду и тяжесть пути. Долгая дорога утомила его, но вид могучего озера рассеял усталость. Он набрал флягу воды, и когда сделал глоток, почувствовал, что пьет не воду из озера, а божественный напиток, настоянный на травах, пропитанный целебным воздухом родной стороны". Возможно, эта легенда придумана современными отечественными специалистами по рекламе. Скажите, о каком озере в ней идет речь? (Байкал)

8. В начале XVI века испанский мореплаватель открыл эти острова и, из-за трудных навигационных условий, назвал их островами Дьявола. Мы же называем их по фамилии первооткрывателя, а как мы их называем? (Бермудские острова. Открыты Хуаном Бермудесом)

Информация для зрителей "Знаете ли вы?"

1. Каков вес земного шара? (5 980 000 000 000 000 000 000 тонн)

2. Как темна полярная ночь?

(Полярная ночь не так темна, как многие ее представляют. Часто здесь бывает светло, как в пасмурную погоду. Дело в том, что астрономически ночью считается время, когда солнце не поднимается над горизонтом. В долгую полярную ночь солнце не всходит, но поднимается почти до линии горизонта и сразу же начинает спускаться. Происходят дневные околополуденные сумерки. Из-за обилия снега полярная ночь и в остальное время не бывает такой темной, как в средних широтах)

3. Знаете ли вы, сколько морей на земном шаре? (43)

4. Морской лед обладает интересными свойствами: уже при образовании он значительно менее солен, чем морская вода. По мере дальнейшего своего существования он все более преснеет и, наконец, становится годным для приготовления пищи. Почему это происходит?

(При замерзании морской воды в лед превращается сама вода. Соли не образуют со льдами единой кристаллической массы. Они вымораживаются на поверхности льдины, где образуют кристаллы затейливого узора - "ледяные цветы". При морозе в 30 градусов ледяные кристаллы смерзаются на столько плотно, что капелек с раствором солей между ними почти не остается)

5. Знаете ли вы, какой мощности получился бы слой, если соли Мирового океана извлечь из воды и рассыпать их по всей поверхности земного шара?

(Слой соли равнялся бы 45 метрам. Если же эту соль рассыпать только по поверхности суши, то образовался бы слой толщиной 153 метра)

Итоги конкурса. Награждение

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" по географии для учащихся 7-8 классов публикуется в сокращении. Скачать полную версию вы можете по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: игра, география, 7 класс, 8 класс