Урок-практикум в 5 классе по правилам дорожного движения

Цель урока: обобщить знания учащихся о правилах дорожного движения.

Задачи:

  • Расширение знаний учащихся и формирование навыков поведения на дороге.
  • Развитие внимания, активности, дисциплинированности, ответственности.
  • Закрепление навыков работы в малых группах.
  • Воспитание интереса и уважения к ПДД.

Ожидаемый результат:

  • понимать, для чего нужны правила дорожного движения;
  • уметь объяснить, опираясь на ПДД и сконструированные дорожные ситуации, кем он является на дороге.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.

Ход урока по ПДД

Организационный момент

Учитель: Ребята, что такое ПДД и для чего нужно знать ПДД? (Дети отвечают, а затем учитель обобщает ответы)
- На улицах и дорогах все еще происходит много дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых гибнут и страдают люди, в том числе и дети.
- Одна из причин происшествий – незнание или несоблюдение правил безопасности движения.

- Скоро у вас начнутся летние каникулы, и вы будете также ходить по улицам, ездить в транспорте, переходить дорогу. Сегодня у нас итоговый урок и мы будем обобщать те знания по ПДД, которые вы получали в течение года.

Ознакомить ребят с обстановкой на дорогах, рассказать о том, какие ДТП произошли на дорогах по вине детей.
- Выдается путевой лист, (всем водителям, которые пользуются служебным транспортом, ежедневно должны выдаваться путевые листы для учета пробега, времени активной эксплуатации транспорта и времени простоя, т.е. остановок).

- На таких остановках нам придется решать задачи по ПДД. (Формирование учащихся по парам)

Основная часть

Остановка "Теоретическая"

Команды знакомятся с терминами, выполняют практическую работу.

Карточка - термины ПДДКарточка - термины ПДД

Участник дорожного движения – физическое лицо, находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и работника, выполняющего в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы.

Пешеход – физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску, и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы.

Пассажир – непричастное к управлению транспортным средством физическое лицо, находящееся в (на) транспортном средстве, а также входящее (садящееся) в (на) транспортное средство или сходящее (высаживающееся) с транспортного средства.

Водитель – физическое лицо, управляющее транспортным средством, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством). К водителю приравниваются лицо, обучающее управлению механическим транспортным средством (принимающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством) и при этом находящееся в нем, а также всадник, погонщик скота.

Велосипедист – водитель велосипеда.

Дети – несовершеннолетние участники дорожного движения, возраст которых известен либо очевиден по внешним признакам другим участникам дорожного движения.

Очевидец дорожно-транспортного происшествия – физическое лицо, непосредственно наблюдавшее ДТП, которое располагает соответствующей информацией и может ее предоставить.

Остановка "Разумей-ка"

Необходимо принять правильное решение. (выбрать картинку)

Остановка "Знаковая"

Учитель: Многие дорожные знаки вам уже известны. С некоторыми вы встречаетесь на пути в школу. А откуда пришли к нам дорожные знаки? (ответы детей)

- Первые знаки появились, когда люди ходили пешком и передвигались на расстояния на лошади. В степи укладывали камни и ставили столбы, а в лесу делали на деревьях затесы. На перекрестках устанавливали камни или кресты из дерева.

- Позже, при Петре 1, появились полосатые столбы, на которых впоследствии стали делать надписи, куда ведет дорога. Особых знаков не требовалось, т.к. скорости не превышали 20 км/ч.

Назначение и роль знаков в дорожном движении

Все знаки подразделяются на 8 групп:

Предупреждающие знаки – информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

Знаки приоритета – устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.

Запрещающие знаки – вводят или отменяют определенные ограничения движения.

Предписывающие знаки – указывают на направление движения, ограничивают минимальную скорость движения и т.д.

Знаки особых предписаний – вводят или отменяют определенные режимы движения.

Информационные знаки – информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения.

Знаки сервиса – информируют о расположении соответствующих объектов.

Знаки дополнительной информации (таблички) – уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены, либо содержат иную информацию для участников дорожного движения.

Задание: определить названия знаков, для чего они необходимы.

Остановка "Чертежная"

Необходимо начертить самый безопасный путь от дома до школы.

Нарисуй безопасный путь домойНарисуй безопасный путь домой

Остановка "Тестовая"

Тест по ПДД

Кто такие участники дорожного движения?
а) водители транспортных средств;
б) пешеходы;
в) пассажиры;
г) все перечисленные категории. (+)

Соблюдать правила дорожного движения нужно?
а) в темное время суток;
б) всегда; (+)
в) когда вблизи находится регулировщик или инспектор ГИБДД;
г) когда на это есть настроение.

Сколько сигналов имеет светофор для пешеходов?
а) один;
б) два; (+)
в) три;
г) ни одного.

Что означает красный сигнал светофора?
а) движение всем участникам дорожного движения начинать нельзя; (+)
б) можно начинать движение всем участникам дорожного движения начинать нельзя;
в) можно начинать движение автотранспортным средствам и нельзя пешеходам;
г) можно начинать движение пешеходам и нельзя автотранспортным средствам.

Что означает зеленый сигнал светофора?
а) движение всем участникам дорожного движения начинать нельзя;
б) можно начинать движение пешеходам и автотранспортным средствам; (+)
в) можно начинать движение автотранспортным средствам и нельзя пешеходам;
г) можно начинать движение пешеходам и нельзя автотранспортным средствам.

Если светофор не исправен, кто регулирует движение на проезжей части?
а) инспектор ГИБДД;
б) регулировщик; (+)
в) полицейский;
г) дорожный рабочий.

Какой инструмент использует регулировщик для регулирования движения на проезжей части?
а) рупор;
б) рацию;
в) жезл; (+)
г) палочку.

Остановка "Художественная"

Учащимся нужно нарисовать несуществующий дорожный знак.

Подведение итогов игры. Рефлексия 

Выявление пар-победителей.

- Что понравилось, с каким настроением играли, было трудно или легко, узнали что-то новое?

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, 5 класс, ПДД