Конспект внеурочного занятия в 5 классе "Природные сообщества Белгородской области"

Цель занятия: углубить знания о природных сообществах Белгородской области.

Задачи:

  • закрепить понятия: природная зона, лес, луг, река, озеро, степь;
  • развить внимание и зрительную координацию через использование схем;
  • воспитывать культуру мышления, групповую совместимость, умение выслушивать мнение членов группы.

Оборудование: фотографии, карточки с названием природных сообществ, словари, жетоны, медали "Знатоки природных сообществ Белгородской области".

Предварительная работа: учащиеся по желанию готовят доклады по природным сообществам.

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный

 

- Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на занятии.

- Обратите внимание на доску. Что вы видите?

На доске висят карточки: болото, река, лес, степь, луг, озеро.

- Ребята, как можно это назвать одним словосочетанием?

- Верно. Это природные сообщества. На уроках окружающего мира вы знакомились с природными сообществами нашей страны. Сегодня, мы с вами познакомимся с природными сообществами Белгородской области.

Приветствуют учителя.

 

Отвечают.

 

Слушают учителя.

Основной

Беседа о природных сообществах 

 

 

 

 

 

Выступление учащихся 

 

 

- Давайте с вами вспомним, что такое природные сообщества?

- А сейчас откройте словари и прочитайте как объясняется значение этого словосочетания в словаре.

- Природное сообщество  - это единение живой и неживой природы, образующееся в определенных условиях окружающей среды. В этих сообществах каждый отдельный организм определенным образом влияет на все остальные, а также испытывает на себе их влияние. Это существование полезно всему сообществу и каждому отдельному виду.

Природные сообщества бывают разных размеров. Самые большие - это сообщества континентов, океанов, островов. Поменьше - сообщества пустыни, тайги, тундры. Самые маленькие - сообщества луга, поля, леса и другие. Можно также выделить естественные и искусственные природные сообщества.

Естественные возникают по естественным причинам - смена видового состава организмов, изменение климата. Такие природные сообщества очень устойчивы, и переход из одного в другое может занимать достаточно длительное время.

Примерами могут служить лес, степь, болото и т.д. Искусственные природные сообщества возникают в результате воздействия на природу людьми. Они неустойчивы и могут существовать, только если человек постоянно воздействует на окружающую среду: полет, сажает, поливает.

Лишь тогда остается неизменным данное природное сообщество. Поле, огород, сквер, парк - все это примеры искусственных групп.

- Ребята, как вы думаете, какие природные сообщества характерны для нашей области? 

- Молодцы. А сейчас, мы послушаем наши доклады, которые приготовили некоторые ребята.

 После каждого рассказа показывает фотографии этого природного сообщества, которые находятся в нашей области. 

- Молодцы ребята. Спасибо, что подготовили такие интересные доклады. А сейчас, мы с вами по играем в игру. Разделитесь на 3 команды. Я вам называю природное сообщество нашей области, а вы называете обитателей природного сообщества.

За каждый верный ответ - каждая команда получает жетон.

- Все вы молодцы. Каждый участник награждается медалью "Знаток природных сообществ Белгородской области".

Отвечают.

 

 

Работа со словарями.

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

Отвечают. 

 

 

Слушают (отвечают).

 

Смотрят фотографии. 

 

Играют.

Работа в командах.

 

 

 

Получают медали.

Заключительный

- Ребята, вам понравилась наше занятие? Что больше всего?

- С какой темой мы с вами работали сегодня?

- Какие растения вы запомнили?

- Ребята, спасибо за занятие.

Отвечают.

 

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!