В нашей школе вот уже четыре года организуются межпредметные интегративные погружения для учащихся Учреждения. В 2018 – 2019 учебном году для погружения была объявлена тема "Белгородская область".
Творческая группа учителей биологии, географии и технологии выбрала для изучения достопримечательности Белгородчины.
Цель: познакомиться с некоторыми достопримечательностями Белгородской области.
План работы:
Как показала практика, детям очень нравится получать знания, но не из школьных учебников, а нетрадиционно: во время экскурсий, неформального общения друг с другом, с учителями на внеурочных занятиях, во время совместной деятельности (изготовления макетов, буклетов, фотоальбомов, изделий декоративно-прикладного творчества, гербариев).
Так как наша школа уже не первый год занимается метапредметным интегративным погружением, детям хорошо знакома эта деятельность. Поэтому еще после защиты погружения "Изучение почвенного покрова ДОЛ "Сокол" нам задавались вопросы: будет ли погружение продолжаться в следующем году, какой будет его тема и т.д.
Поэтому, когда был объявлен набор в группы и названы темы погружения групп, кроме наших "старых" участников – учащихся 10 классов, к нам присоединились дети из 7-х и 8-х классов. Так образовалась разновозрастная группа в составе 18 человек.
На первом этапе работы группы перед учащимися был поставлен вопрос: "Какие объекты природы или культурного наследия Белгородской области мы выберем для знакомства и исследования?" Дети сами выбрали объекты, которые их заинтересовали, и о которых они знали еще недостаточно много. Сначала выбранных достопримечательностей было много, но затем мы остановились на четырех из них:
Во время заочного знакомства с достопримечательностями нами было найдено и прочитано достаточное количество информации об этих объектах. Ребята всесторонне изучали теорию вопроса, интересовались историей объектов, происхождением названий, географическим положением, прокладыванием маршрута к объектам, значением объектов для региона. Во время работы шел активный обмен информацией.
Следующим этапом погружения было посещение объектов. Учащиеся разделились на четыре группы и сами выбрали те достопримечательности, с которыми захотели бы познакомиться лично.
Первая группа знакомилась с обитателями Белгородского зоопарка. Ребята узнали, какие животные и с каких территорий собраны в зоопарке. Было выяснено, что в зоопарке обитает около 340 животных из многих уголков земного шара и России. Здесь широко представлен животный мир Белогорья, Дальнего Востока, Русского Севера, Европы, Африки, Австралии, Азии, Америки, а также водоплавающие птицы и экзотические животные. Параллельно с экскурсией по зоопарку учащиеся знакомились с растительным покровом урочища "Мачурина роща".
Вторая группа учащихся ездила в Старооскольский район в село Шмарное. В некотором удалении от села, скрытая в урочище "Старый монастырь" на склоне меловых отложений находится знаменитая Шмарненская пещера. В этой вырытой в меловых отложениях пещере длиной 94 метра когда-то жили монахи, а теперь лишь изредка проводятся церковные службы. Температура воздуха в пещере всегда одинакова и составляет + 4 0С. Особенно ребят поразил подземный зал с колонной, поддерживающей свод.
Третья группа учащихся совершила экскурсию в Шебекинский район, где между селами Дмитриевка и Яблочково растет самое старое дерево области – Панский дуб. Панскому дубу более 550 лет. Дуб растет в живописном месте на лесной опушке. Рядом с ним, на опушке, находится еще одно дерево- долгожитель – 200-летняя ель.
Панский дуб в 2013 году включен в список памятников природы России. Для знакомства с кластером "Лес на Ворскле" биосферного заповедника "Белогорье" четвертая группа предприняла путешествие в поселок Борисовка. Ребята посетили музей - заповедник, познакомились с представителями растительного и животного мира, побеседовали со служителями, прошли разрешенным маршрутом.
У всех учащихся после проведенных экскурсий осталась масса впечатлений и положительных эмоций. Следующим этапом погружения было создание продуктов. Такими продуктами стали:
Продукты изготавливались на занятиях по внеурочной деятельности с учителями технологии. Учащихся так увлек этот процесс, что они приходили в любое свободное время.
В конце учебного года творческой группой учащихся в одной из рекреаций Лицея была оформлена выставка. Так же была оформлена и проведена виртуальная экскурсия по изученным достопримечательностям. Учащиеся 5-6 классов приняли участие в викторине.
Ученики, участвовавшие в погружении, получили удовлетворение от проделанной работы. Для учителей метапредметное погружение требовало большой подготовительной работы, но интерес ребят, их горящие глаза говорили нам о том, что все сделано не напрасно. В дальнейшем, возможно, что кто-нибудь из учащихся использует опыт работы для подготовки к итоговому проекту за курс средней школы.
Таким образом, межпредметное интегративное погружение позволило нам узнать больше о Белгородчине, выстроить индивидуальные образовательные траектории учащихся, показать практическую значимость таких предметов, как география, биология, технология, добиться метапредметных результатов, способствовать формированию информационной, исследовательской, коммуникационной компетентности.