Внеурочное занятие «Мой личный выбор»

Форма проведения: информационно-просветительское занятие с элементами тренинга.

Цель занятия: актуализация проблемы негативного манипулирования посредством проектной деятельности, формирование умения вырабатывать у обучающихся личностную позицию, снижение негативного влияния на формирование личности обучающихся.

Задачи:

  • дать представление о понятии манипулирования;
  • формировать умения способов отказов при негативном воздействии на личность.
  • развивать коммуникативные навыки взаимодействия в ситуации манипулирования;
  • воспитывать личностные компетенции обучающихся;
  • воспитывать чувства взаимопонимания, взаимопомощи, умение работать в команде.

Ход занятия

Оргмомент

Подготовка к занятию. Настрой на занятие. Дети сидят полукругом. Ритуал приветствия.

Проведение тренингаПроведение тренинга

Актуализация знаний

Индукция. Прием "многогранник". Демонстрация рисунка "Марионетки".

Вопросы:

  1. Как бы вы назвали этот рисунок?
  2. Какой вопрос вы бы задали автору рисунка?
  3. Приведите пример негативного навязывания?
  4. Что вредное могут предложить школьнику?

Постановка проблемы

Прием "ассоциативный ряд".

  1. Какие эта картина вызывает ассоциации?
    • управление;
    • безволие;
    • нет свободы и др.
  2. Можно ли избежать данной ситуации?
  3. От кого зависит выбор?

Итак, тема нашего занятия "Мой личный выбор". Мы сегодня на занятии научимся находить способы ухода от манипулирования путем собственного выбора.
- Как вы понимаете понятие манипуляция? (дети высказывают мнение, а потом сверяют с образцом на слайде)

Манипуляция – это стремление изменить поведение других людей

Построение проекта

Самоконструкция. Метод кейса. Работа в парах

- Ребята! А сейчас мы попробуем вместе разобраться что такое манипуляция. (Учащимся предлагается из предложенного кейса выбрать пословицы характеризующие манипулирование):

"Назвался груздем – полезай в кузов"

"Береги платье снову, а честь смолоду"

"Слово – серебро, молчанье – золото"

"Взялся за гуж, не говори, что не дюж"

Пословицы представлены на доске. Дети выбирают те, которые характеризуют манипулирование, педагог убирает их, оставляет те, которые способствуют отстаивать свою позицию. (1, 3, 4).

Социоконструкция. Прием "пазлы". Работа в группах

Учащимся необходимо собрать пазлы: ПРОБЛЕМА-РЕШЕНИЕ-РЕШЕНИЕ.

1 проблема: Нервный срыв. Решение: 1. Отдых. 2. Поддержка друга.
2 проблема: Проблемы с учебой. Решение: 1.Исправление ситуации. 2. Помощь одноклассника.
3 проблема: Ссора с другом. Решение: 1. Анализ ситуации. 2. Помириться первому.
4 проблема: Нарушение дисциплины. Решение: 1. Осознание проблемы. 2. Принести извинения.

Социализация. Составление гипотез

Продолжение работы в группах. Учащимся предлагается составить 5 способов отказа, в зависимости от ситуаций. (По группам).

1 ситуация: На улице незнакомец предлагает вам попробовать некие "конфетки".
2 ситуация: Мальчик из старших классов предлагает покурить.
3 ситуация: В компании знакомый предложил вам алкогольный коктейль.
4 ситуация: Один из друзей предложил вам украсть в супермаркете сладости.

Примеры отказов:

  • Просто сказать "нет" без объяснения.
  • Отказаться и объяснить причины: "Я занимаюсь спортом. Это помешает достичь успехов", "Не хочу умереть в молодости" и т.д.
  • Предложить сделать что-то взамен предлагаемого.
  • Отказаться и уйти;
  • "Заезженная пластинка" (на все уговоры повторять "нет", "не буду").
  • Проигнорировать предложение.
  • Постараться объединиться с кем-то, придерживающимся твоего мнения.
  • Постараться избегать опасных ситуаций.

Учащиеся работают на специальных бланках.

Первичное закрепление

Афиширование.

Учащиеся вывешивают и зачитывают свои проекты (Проблема-Решение-Решение; 5 способов отказа). Демонстрация

– Легко ли подбирать достойные отказы?
– В каких случаях необходим личный выбор?

Закрепление

Повторная демонстрация рисунка "Марионетка"

Разрыв. Игра "Марионетки"

Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Итог занятия

- Ребята, где в жизни пригодятся полученные знания?

Релаксация. Упражнение "Ладошки"

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: внеурочная деятельность