Сочинение по картине С.Ю. Жуковского "Пасхальный натюрморт"

Разработка занятия по пасхальной тематике "Празднование Пасхи в русской живописи".

Цели:

  • познакомить с творчеством художников-живописцев;
  • учить вглядываться в картину, осмысливать ее содержание;
  • учить использовать выразительные средства языка для описания картины;
  • закрепить представление детей о натюрморте.

Вступительное слово учителя

- Сегодня мы совершим поход в Музейный дом и познакомимся с творчеством некоторых русских художников. Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954) родился в селе Ивановка пензенской области.

Русский живописец, педагог, одна из его картин "Канун Пасхи в старину".

Канун Пасхи в старинуКанун Пасхи в старину

На картине мы видим девушку, которая накануне праздника Пасхи с любовью окрашивает яйца. Обычай красить яйца очень древний. Этому обычаю более 5 тысяч лет. Яйца-крашенки украшали столы верующих.

Обряд освящения куличейОбряд освящения куличей

Еще одна картина известного художника называется "Обряд освящения куличей".

Верующие несут куличи, яйца, пасхи в церковь, где совершался чин освящения. Только после этого можно было накрывать столы и угощать куличами родных, гостей, друзей. Русский художник А.В. Маковский написал картину "Пасхальный стол".

Пасхальный столПасхальный стол

Эта картина написана в 1915 г. И посвящена празднованию главного православного праздника Пасхи. В центре - румяный кулич, из-за него выглядывает пирамидка творожной пасхи, украшенной бумажными цветами. К этой картине можно отнести стихи И. Северянинова:

Гиацинтом пахло в столовой
Ветчиной, куличом и мадерой
Пахло вешнего Пасхой Христовой
Православною русскою верой.

Федот Васильевич Сычков - российский советский художник (1870-1958), родился в бедной крестьянской семье. Учился в Петербурге Основной его жанр - пейзажно-бытовой. Главная тема художника-жизнь крестьян, сельские праздники. Им написана картина "Пасхальное утро в семье".

Пасхальное утро в семьеПасхальное утро в семье

За большим праздничным столом собралась семья. Стол накрыт пасхальными блюдами: яйца, куличи, пасха. К этому дню специально выращивались цветы. Взрослые и дети красиво одеты. Но главное - это атмосфера праздника: светлого, красивого, самого главного. Еще одна картина этого художника называется "Игры на Пасху".

Игры на ПасхуИгры на Пасху

Существовало множество игр с использованием пасхальных яиц. Самая простая из них - стучать яйцами навстречу друг другу. Чье яйцо не разбилось - тот и выиграл. Другая популярная игра-это катание яиц с горки. Можно было по-разному катать яйца: сталкивая их, покатывая в воротца. Все эти игры сближали, приносили радость и счастье в этот праздничный день.

Знакомство с биографией С.Ю. Жуковского

- Сегодня мы с вами познакомимся с картиной Станислава Юлиановича Жуковского "Пасхальный натюрморт". Несколько слов о художнике - русском живописце.

Станислав Юлианович ЖуковскийСтанислав Юлианович Жуковский

Когда он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учителями были И.И. Левитан и В.Д. Поленов. Картины С.Ю. Жуковского представляют зрителям пейзажи и интерьеры русских усадеб.

Рассматривание картины С.Ю. Жуковского "Пасхальный натюрморт"

Картина Жуковского С.Ю. "Пасхальный натюрморт"Картина Жуковского С.Ю. "Пасхальный натюрморт"

(Учащиеся рассматривают картину и отвечают на вопросы)

  • К какому жанру относится это произведение?
  • Что изобразил художник в центре комнаты?
  • Что вы видите на пасхальном столе?
  • Чем украшен центр стола?
  • Что еще изобразил художник в этой гостиной?
  • Как вы думаете, почему в комнате нет людей? Где, по-вашему, могут быть хозяева в данный момент?
  • Какие цвета использует художник?
  • Какое настроение передает автор с помощью натюрморта?
  • Какое настроение вызывает у вас это полотно?
  • Расскажите, как готовятся к празднику Пасхи в вашей семье?

Творческое сочинение по картине С.Ю. Жуковского "Пасхальный натюрморт"

Памятка

  1. Перед тем как писать сочинение по картине внимательно рассмотрите ее.
  2. Постарайся понять настроение, которое передал художник.
  3. Прислушайся к себе: какие чувства вызывает у вас картина?
  4. Определи тему и главную мысль.
  5. Помни, главное - передать свое отношение к картине, найти слова яркие, эмоциональные.
  6. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы: художник, автор картины, живописец, изобразил, предал, показал, картина, произведение живописи, полотно.
  7. В сочинении выдели три части: вступление, основная часть, заключение.

(Учащимся дается время на написание сочинения)

Сочинение

В Музейном доме я увидел картину С.Ю. Жуковского "Пасхальный натюрморт". Чтобы передать атмосферу праздника художник использует жанр натюрморта.

На картине я увидел накрытый к празднику стол в доме зажиточных людей. Сами хозяева на церковной службе. Но должны вот-вот подойти. Массивный красивый стол овальной формы с резными ножками застелен белой скатертью. На переднем плане изображены приготовленные к празднику крашенные разноцветные яйца и кулич.

Рядом с куличом на фарфоровой тарелке находится творожная пасха с изюмом в виде пирамидки. Кроме этого на столе стоят и другие угощения: фрукты, рулет, окорок, различная выпечка. В красивом кувшине возможно налит сок или вода. Центр стола украшен сиреневыми и синими гиацинтами в горшочках.

Эти цветы хозяева специально вырастили на окне к светлому празднику Пасхи. Комната, где приготовлены угощения, скорее всего гостиная. Здесь чисто и уютно. Я вижу мягкий диван с подушками, кресла, столы, шкаф. Паркетный пол застелен голубым ковром. На других столах расставлены цветы и различные предметы быта. А на стене можно увидеть несколько картин в рамках.

Художнику С.Ю. Жуковскому удалось на своем полотне с помощью предметов быта передать атмосферу наступления светлого дня христовой Пасхи. Картина пронизана ожиданием добрых и радостных событий. Полотно создает у меня радостное, праздничное настроение.

Учителя и учащиеся слушают отрывки сочинений. Урок заканчивается кратким рассказом учащихся о том, как в их семьях готовятся к светлому празднику Пасхи.

Рефлексия

  • Что узнали на уроке?
  • Чему учились?
  • Что получилось лучше, чем на предыдущем уроке?
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: литература, сочинение