Формирование навыка исследовательской деятельности на основе анализа повести Дж. Роулинг "Гарри Поттер и философский камень"

Исследовательская деятельность школьников сегодня является важнейшей составляющей образовательного процесса, по результатам которой можно судить о результативности обучения в целом.

Задача учителя состоит в том, чтобы не только мотивировать ученика на получение новых знаний, но и сформировать в нем потребность самообучения, научить ставить перед собой проблемные вопросы и находить пути их решения.

Учебно-исследовательские проекты прочно заняли свою нишу в курсе обучения школьников русскому языку и литературе. Однако часто учителю не просто найти материал, по-настоящему интересный для 5/6-классников. На наш взгляд, достаточно интересным объектом филологического исследования для начинающих ученых может стать сказочная повесть Джоан Роулинг "Гарри Поттер и философский камень".

Обложка книги Дж. Роулинг "Гарри Поттер и философский камень"Обложка книги Дж. Роулинг "Гарри Поттер и философский камень"

Английская писательница в своих произведениях о Гарри Поттере не просто подарила детям нового литературного персонажа, она смогла создать для своих читателей целый мир с его особенными героями, законами и правилами, традициями и языком. Несмотря на оригинальность авторского стиля, в художественном мире повестей переплетаются традиционные мотивы, взятые и из фольклорных произведений, и из огромного наследия мировой литературы. Этим объясняется многообразие выбора тем для проектной и исследовательской работы.

На вводном консультативном занятии можно порассуждать с ребятами о специфики жанра произведения, для которого характерны чудо, фантастика, вымысел и приметы реального мира. Предлагаем учащимся найти переплетение с волшебной сказкой, авторской и народной, и обнаруживаем традиции, унаследованные английской писательницей. Вводим понятие двоемирия, что сближает произведение с художественным методом романтизма: в произведении сосуществуют реальный мир и мир, созданный воображением Дж.К.Роулинг.

Так, жизнь Гарри в семье Дурслей, "Маглов", т.е. обычных людей, наполнена деталями быта, подробностями взаимоотношений приемного ребенка с членами семьи. Мир волшебный (параллельный) описывается с включением нетипичных элементов: скрытый от глаз район Лондона Диагоналлей, где волшебнки делают покупки для работы и учебы, поездка в специфическом Хогвартс-экспрессе и жизнь в школе волшебников, учеба в волшебной школе.

Сопоставляем с прочитанными произведениями, поскольку двоемирие часто использовалось авторами в литературных сказках. Ребята вспоминают сказочную повесть А. Погорельского "Черная курица, или подземные жители", в которой автор описал жизнь Алеши в пансионе, имеющем достоверный адрес в Санкт Петербурге XIX в., исторические приметы быта, учебы, и, вместе с тем, подземный город со сказочными обитателями, куда и попадает главный герой.

В любой волшебной сказке встречаются волшебные предметы, при помощи которых совершаются чудеса. Есть, конечно, они и в книге "Гарри Поттер и философский камень": метла, волшебная палочка, плащ-невидимка, ключи с крылышками, зеркала и многое другое.

Часто сюжет сказки сопровождает запрет, который персонаж нарушает, преодолевая при этом трудности. Так, в сказке В.А. Жуковского "Иван Царевич и серый волк", заперт не трогать золотую клетку, где находится Жар – птица, "уздечку не брать, а лишь коня златогривого". Есть подобный запрет и в книге "Гарри Поттер и философский камень". К примеру, ученикам в Хогвартсе строго запрещается приближаться к месту, где хранится философский камень. Также существуют запрещенный коридор третьего этажа и запретный лес.

Книгу населяют фантастические существа. Искусство обращения с магическими животными даже включено в список предметов, изучаемых в школе "Хогвартс". Студентов учат разбираться в разных видах таинственных существ, их повадках, без этого нельзя чувствовать себя в безопасности в Волшебном мире. Реальным представляется существование мифических существ: Троллей, Эльфов, Гоблинов. И отличаются эти существа от сказочных тем, что они являются нормой описываемого мира и действуют архетипы (первоначальный образ): Эльфы, Гномы, Тролли являются частью мифологической системы стран западной Европы.

Предлагаем ребятам остановиться на персонажах книги "Гарри Поттер и философский камень". Само название уже настраивает читателей на встречу с главным героем. И с первого знакомства окружает Гарри тайной. Появление в реальном мире фантастических персонажей, например, профессора МакГонагалл, способной перевоплощаться в кошку, диалог ее с профессором Дамблдором о Поттере, готовит читателя к знакомству с необычным мальчиком, который попадает в семью Дурсль. Автор рисует незавидную жизнь приемного ребенка –Гарри Поттера – в семье сестры матери. Читатель жалеет главного героя, вынужденного терпеливо сносить унижение от всех членов семьи.

Гарри Поттер явно на стороне добра и света. Однако характер его сложен: с одной стороны. он смышленый, волевой, любознательный, а с другой, ему присуще обижаться, сердиться, проявлять лень в подготовке уроков. Рон и Невилл сразу стали друзьями Поттера, а Гермиона не понравилась главному герою из-за того, что во всем хотела быть первой, командовать мальчиками.

Иными словами, Гарри – обычный подросток, он может быть азартным в игре квиддич, ненавидеть обидчиков из противоположной команды, с факультета Слизерин. Героям положительным: Гаррри, Невиллу, Рону, Гермионе – противопоставлены отрицательные – Драко Малфой, Крэбб и Гойл. Взрослые персонажи во всем напоминают литературных из авторских сказок. Директор "Хогвартса" - профессор Дамблдор, профессор МакГонаглл играют особенные роли в жизни главного героя. Безусловно, внимание к школьной жизни героев вызовет неподдельный интерес и желание разобраться в деталях их взаимоотношений.

Особенно удачным, как показывает опыт, является направление исследовательской работы, которое основано на сопоставлении традиций волшебной сказки – фольклорной и литературной, на выявление неповторимых особенностей жанра романа–фэнтези.

Можно предложить учащимся поработать с узкими вопросами: проявления двоемирия в литературных произведениях, судьбы волшебных предметов (метлы, зеркала, плаща-невидимки), роли помощников из мира животных и птиц, последствий нарушения героями произведения запрета, сопоставления школьной жизни учеников реального мира и мира литературного произведения.

Главное - дать ребятам возможность самостоятельно построить траекторию собственного исследования и не ограничивать рамками поиска.
Конференцию, на которой учащиеся представят результаты своих исследований, можно также превратить в запоминающийся праздник. Костюмы, угощение, инсценировки, стилизованное оформление аудитории, требующее совместной подготовки, сплотят коллектив класса и позволят ребятам относиться к исследовательской деятельности как к увлекательному и яркому процессу.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!