Исследовательский проект: Математика в русском народном творчестве

Проект включает в себя: исследовательскую работу, защиту пректа, презентацию. Выполнила ученица 5 класса.

У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц, поговорок, загадок, считалок. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру и невозможно представить современную жизнь без чисел.

Они ведут нас по жизни изо дня в день. Уже с самого раннего детства мы постоянно сталкивались с ними и не только при счете предметов.

Гипотеза моей работы: если мы не будем изучать истоки культуры своего народа, то не будем знать его историю.

Актуальность исследования: в русском фольклоре заключена вековая мудрость русского народа, а числовые данные придают ему более яркий, реальный смысл.

Цель работы: развивать интерес к математике, изучая числа, встречающиеся в русском народном творчестве.

Задачи:

  • выяснить, что такое фольклор;
  • пользуясь различной литературой и интернет-ресурсами , найти пословицы, пестушки, поговорки, скороговорки, загадки, колыбельные песни, небылицы связанные с числами;
  • проанализировать и обобщить полученные данные.

Объект исследования: натуральные числа, которые встречаются в русском народном творчестве.

Предмет исследования: математика

Методы исследования: поиск и сбор информации; обобщение и анализ полученных данных

Оборудование: различная литература и интернет-ресурсы.

Я хочу вашему вниманию предоставить презентацию.

Фольклор в переводе с английского народная мудрость, народные знания
Фольклор это устное народное творчество, потому что он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому.

Пестушки получили своё название от слова "пестовать", что значит нянчить, оберегать, успокаивать. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождаются движения младенца с первых дней его жизни.

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять!
Это пальчик гриб нашел.
Это пальчик чистит стол.
Этот резал.
Этот ел.
Ну, а этот лишь глядел.

Поговорка - это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется. Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.

Число "2"
За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.
Убить двух зайцев.

Частушка - жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения.

Я примерный ученик
Всю таблицу знаю,
5*5 = 25,
6*6 - не знаю

Пословица - короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом.

Число "1"
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Число "2"
Лентяй дважды работает.

Число "3"
Хвастуну цена — три копейки.
Число "7"
Семь бед – один ответ.

Загадка - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Один льет, другой – пьет, третий – зеленеет и растет. (Дождь, земля, трава)
Четыре братца друг за другом бегут, все никак не догонят. (Колеса)

Колыбельная песня - песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии. Один из древнейших жанров фольклора.

Баю-баюшки-баю,
Мужичок жил на краю.
Он не беден ни богат,
В доме семеро ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашку маслену едят.

Кашку маслену едят
И на Машеньку глядят.
Кашка масленая,
Ложка крашеная.
Ложка гнется, лоб трясется,
Душа радуется.Сон приходит на порог.

Сказка - это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и героями. Причиной появления сказок стало монголо-татарское нашествие на Русь.

Число "1" "В одном селе жил-был старик"
Число "2" "Два мороза"
Число "3" "Три медведя"
Число "7" "Дочь – семилетка"

Скороговорка – это искусственно, ради забавы придуманная фраза с трудно произносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.

Число "3"
Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три - еще позавчера.

Дразнилки - отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Она предназначена для того, чтобы поставить обидчика на место, высказать своё отношение к неприятным отклонениям в поведении, в привычках, во внешнем виде.

1. Обманули дурака
На четыре кулака,
На пятое - стуло,
Чтоб тебя раздуло!
На шестое – колесо,
Чтоб тебя разнесло.

Считалка – ритмично произносимый стишок, в результате которого определяются места участников в детских играх.

Раз, два, три, четыре,
пять, шесть, семь,
восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдёт,
Тот и прятаться пойдёт.

Небылица - то, чего не бывает в действительности, вымысел.

Два веселых карапуза,
На печи усевшись ловко,
Рвали с яблони арбузы,
В море дёргали морковку.

На ветвях созрели раки,
Семь селедок и ерши.
Все окрестные собаки
Ели брюкву от души.

Мы провели опрос учащихся школы, в котором участвовали учащиеся 4аб, 5а, 8аб, 10 классов. Какие жанры устного народного творчества они знают, в которых встречаются числа? Получили вот такую диаграмму

Песни, частушки

46%

Сказки

32%

Пословицы , поговорки, скороговорки.

18%

Загадки

3%

Дразнилки

1%

Пестушки, считалки,

небылицы

меньше 1%

Заключение

Выполняя свою работу я выяснила, что присутствие чисел в русском народном творчестве наблюдается повсюду и почти всегда они выступают как священные и глубоко символические. Выбор числа в русском народном творчестве основан на народном представлении о значении чисел, а само число играет в художественном тексте немаловажную роль.

Невозможно охватить весь русский фольклор, но мы попытались рассказать о тех его жанрах, которые сопровождают нас всю жизнь. Мы рады, если вам понравилась наша работа. Данный материал можно использовать на уроках математики при изучении темы "Натуральные числа", на уроках литературы при изучении произведений устного народного творчества.

Размер:
71 Kb
Скачали:
28

Метки к статье: проект, математика, 5 класс