Пояснительная записка
Курс "География Иркутской области" введен в региональный базисный план, на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается "Физическая география Иркутской области" (17 часов), в 9 классе "Экономическая география Иркутской области" (17 часов).
Данный курс является заключительным блоком изучения географии России.
Цель курса "География Иркутской области" - дать учащимся в комплексе представление об основных закономерностях и специфике территориальной организации природы, населения и хозяйства области с выделением основных проблем природно-ресурсного и социально-экономического развития в современный период.
Задачи курса - дать представление о месте Иркутской области в РФ, особенностях заселения и хозяйственного освоения, ее природно-ресурсном потенциале, о состоянии окружающей среды и структурной трансформации экономики. Анализируются особенности развития ПТК, охраны природы и размещения специализирующих отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Изучаются внешние экономические связи области. Данный курс обеспечен учебным пособием Бояркин В. М.), атласом "Иркутск и Иркутская область" (2010 г.) и "Рабочей тетрадью" (2010 г.).
Планируемые результаты
Содержание программы физическая география Иркутской области
Введение (1 час)
Региональный курс географии Иркутской области. Что изучает физическая география Иркутской области. Источники географических знаний - учебное пособие, атлас, рабочая тетрадь, краеведческая литература, материалы средств массовой информации. Положение своего населенного пункта на карте области.
Практические (1) и творческие задания (2, 3 по выбору)
Тема 1: Территория, границы, географическое положение (1 час)
Иркутская область на картах мира, Евразии. России, Сибири. Координаты, протяженность. Континентальное положение. Естественные (природные) и административные границы. Величина территории.
Практическое задание:
Отметить на карте границы области, ее крайние точки, определить их координаты, подписать пограничные территории. Подписать областной и административный (районный) центры, свой населенный пункт.
Тема 2: История исследования территории области (2 часа)
XVII в - век землепроходцев и основание острогов. П. Пянда, В. Бугор, К.Иванов, Я. Похабов, Е. Хабаров и др.
XVIII в - начало научных исследований территории области (Д. Г. Мессершмидт, И. Г. Гмелин, П. С. Паллас, И. Г. Георги.)
ХIХ в - учреждение РГО (1845 г.) и СО РГО (1851 г.) в Иркутске. А.Ф. Миддендорф, П. А. Кропоткин, И. Д. Черский, А. Л. Чекановский, В. А. Обручев.
XX в - Строительство Транссибирской железной дороги. Исследования современных ученых - М. М. Кожов, В. А. Кротов, Г. И. Галазий, В. Б. Сочава, В. В. Воробьев.
Практические (1, 2) и творческое (3) задания:
Тема 3: Геологическое строение и полезные ископаемые (2 часа)
Основные структуры земной коры - платформа, складчатые пояса, впадины. Их возраст. Разломы земной коры. Сейсмичность территории. Горные породы. Полезные ископаемые, закономерности их размещения. Минеральные ресурсы области, проблемы их рационального использования. Ресурсы своей местности. Экологические проблемы, возникающие при добыче полезных ископаемых и их переработке.
Практические (1,2) и творческие (3, 4) задания:
Тема 4: Рельеф (1 часа)
Основные формы рельефа. Связь рельефа с тектоническим строением и геологией. Особенности рельефа своей местности.
Практические и творческие задания:
Тема 5: Климат (2 часа)
Климатообразующие факторы. Тип климата области, его особенности. Сезоны года. Погода и климат своей местности. Неблагоприятные климатические явления (суровость, летние заморозки, засухи и т.д.). Климат и здоровье человека.
Практическое (1) и творческие (2, 3, 4) задания:
Тема 6: Внутренние воды и водные ресурсы. Многолетняя мерзлота (3 часа)
Разнообразие и богатство вод области.
Реки. Влияние рельефа, климата на размещение, питание и режим рек. Характеристика речной сети - Ангары, Лены, Нижней Тунгуски. Озера и водохранилища. Байкал - уникальный водоём планеты.
Подземные воды, их виды и использование. Охрана вод. Воды свое местности. Многолетняя мерзлота.
Практические и творческие задания:
Тема 7: Почвы (1 час)
Почвы, их образование, значение в природе и жизни человека. Почвы тайги, "островных" лесостепей и степей, горных территорий. Почвенно-земельные ресурсы области и их охрана. Почвы своей местности.
Практическое (1) и творческое (2) задания:
Тема 8: Растительность (1 час)
Зона тайги. Характеристика деревьев и кустарников тайги. "Островные" лесостепи и степи, древесная и травянистая растительность. Причины появления "островной" растительности.
Вертикальная поясность.
Растительные ресурсы области, их охрана и использование. "Красная книга" Иркутской области.
Практическое (1) и творческие (2.3, 4) задания:
Тема 9: Животный мир (1 час)
Разнообразие животного мира области. Видовой состав.
Охотничье-промысловые ресурсы области. Проблема охраны животных. "Красная книга" Иркутской области.
Практическое (1) и творческие (2,3) задания:
Тема 10: Природно-территориальные комплексы и охрана природы (1 час)
Природно-территориальные комплексы тайги, "островных" лесостепеи и степей, горных территорий, краткая их характеристика, охрана комплексов. Охраняемые территории - заповедники, национальные парки, заказники. Памятник мирового наследия - оз.Байкал.
Практическое (1) и творческие (2, 3, 4, 5) задания:
Тема 11: Природа "малой родины" (2 часа)
Название административного района, центра, своего населённого пункта
Топонимическое значение этих названий.
Географическое положение на карте области. Координаты. Природные условия и ресурсы, природно-территориальные комплексы. Оценка экологического состояния и его влияние на здоровье человека.
Практическое (1) и творческие (2, 3) задания:
Обобщающее повторение (1 час)
Календарно тематический план по курсу (8 класс 17 часов)
№ |
Наименование раздела программы. Тема |
Кол-во часов |
1 |
Введение. Что изучает физическая география Иркутской области |
1 |
2 |
Географическое положение, территория и границы |
1 |
3-4 |
История освоения и исследования территории |
2 |
5 |
Геологическое строение и полезные ископаемые |
1 |
6-7 |
Рельеф |
2 |
8-9 |
Климат |
2 |
10 |
Воды и водные ресурсы |
1 |
11 |
Почвы |
1 |
12 |
Растительность |
1 |
13 |
Животный мир |
1 |
14 |
ПТК и охрана природы |
1 |
15 |
Природа "малой родины" |
1 |
16-17 |
Обобщающее повторение |
2 |
Содержание программы социально-экономическая географи Иркутской области (9 класс 17 часов)...
Скачать полную версию рабочей программы вы можете по ссылке ниже.