Рабочая программа курса "География Иркутской области" 8-9 класс

Пояснительная записка

Курс "География Иркутской области" введен в региональный базисный план, на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается "Физическая география Иркутской области" (17 часов), в 9 классе "Экономическая география Иркутской области" (17 часов).

Данный курс является заключительным блоком изучения географии России.

Цель курса "География Иркутской области" - дать учащимся в комплексе представление об основных закономерностях и специфике территориальной организации природы, населения и хозяйства области с выделением основных проблем природно-ресурсного и социально-экономического развития в современный период.

Задачи курса - дать представление о месте Иркутской области в РФ, особенностях заселения и хозяйственного освоения, ее природно-ресурсном потенциале, о состоянии окружающей среды и структурной трансформации экономики. Анализируются особенности развития ПТК, охраны природы и размещения специализирующих отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Изучаются внешние экономические связи области. Данный курс обеспечен учебным пособием Бояркин В. М.), атласом "Иркутск и Иркутская область" (2010 г.) и "Рабочей тетрадью" (2010 г.).

Планируемые результаты

Содержание программы физическая география Иркутской области

Введение (1 час)

Региональный курс географии Иркутской области. Что изучает физическая география Иркутской области. Источники географических знаний - учебное пособие, атлас, рабочая тетрадь, краеведческая литература, материалы средств массовой информации. Положение своего населенного пункта на карте области.

Практические (1) и творческие задания (2, 3 по выбору)

  1. Знакомство с источниками географической информации и комплектом учебных пособий по географии Иркутской oбласти.
  2. Подбор научно-художественных произведений и своём крае (стихи, песни, книги, открытки, рисунки) - оформление выставки "Край родной навек любимый".
  3. Сообщение (реферат) о географических явлениях, процессах, событиях в области, происходящих в последнее столетие по материалам областных (районных) газет, радио, телевидения.

Тема 1: Территория, границы, географическое положение (1 час)

Иркутская область на картах мира, Евразии. России, Сибири. Координаты, протяженность. Континентальное положение. Естественные (природные) и административные границы. Величина территории.

Практическое задание:
Отметить на карте границы области, ее крайние точки, определить их координаты, подписать пограничные территории. Подписать областной и административный (районный) центры, свой населенный пункт.

Тема 2: История исследования территории области (2 часа)

XVII в - век землепроходцев и основание острогов. П. Пянда, В. Бугор, К.Иванов, Я. Похабов, Е. Хабаров и др.
XVIII в - начало научных исследований территории области (Д. Г. Мессершмидт, И. Г. Гмелин, П. С. Паллас, И. Г. Георги.)
ХIХ в - учреждение РГО (1845 г.) и СО РГО (1851 г.) в Иркутске. А.Ф. Миддендорф, П. А. Кропоткин, И. Д. Черский, А. Л. Чекановский, В. А. Обручев.
XX в - Строительство Транссибирской железной дороги. Исследования современных ученых - М. М. Кожов, В. А. Кротов, Г. И. Галазий, В. Б. Сочава, В. В. Воробьев.

Практические (1, 2) и творческое (3) задания:

  1. Отметить на карте пути землепроходцев, основанные ими остроги и да ты их основания. Почему северные остроги основаны раньше, чем южные.
  2. Экскурсия в краеведческий музей.
  3. Доклады, рефераты, стенды об ученых-исследователях Иркутской области.

Тема 3: Геологическое строение и полезные ископаемые (2 часа)

Основные структуры земной коры - платформа, складчатые пояса, впадины. Их возраст. Разломы земной коры. Сейсмичность территории. Горные породы. Полезные ископаемые, закономерности их размещения. Минеральные ресурсы области, проблемы их рационального использования. Ресурсы своей местности. Экологические проблемы, возникающие при добыче полезных ископаемых и их переработке.

Практические (1,2) и творческие (3, 4) задания:

  1. Изучить по картам (атлас, с. 13 - 21) геологическое строение, текто нические структуры и размещение полезных ископаемых.
  2. Нанести на карту крупные месторождения угля, нефти и газа, золота, соли, слюды, подписать названия месторождений.
  3. Знакомство с коллекцией горных пород и полезных ископаемых своей местности.
  4. Экскурсия на обнажение (шахту, рудник).
  5. Сообщения, рефераты, обсуждение по проблемам, рационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды моей местности.

Тема 4: Рельеф (1 часа)

Основные формы рельефа. Связь рельефа с тектоническим строением и геологией. Особенности рельефа своей местности.

Практические и творческие задания:

  1. Изучить по физической карте (атлас, с. 18) формы рельефа области.
    нанести на контурную карту основные орографические единицы, отметить наибольшие высоты области и наименьшую высоту.
  2. Определить абсолютную высоту своей местности.
  3. Составить описание рельефа своей местности, показать его влия-
    ние на хозяйственную деятельность человека - размещение полей, пашни и огородов, постройку жилищ, прокладку дорог и т.п.
  4. Какие предприятия и учреждения по разработке и добыче минерального сырья имеются в вашей местности? Как решаются проблемы рекультивации земель и загрязнения окружающей среды.

Тема 5: Климат (2 часа)

Климатообразующие факторы. Тип климата области, его особенности. Сезоны года. Погода и климат своей местности. Неблагоприятные климатические явления (суровость, летние заморозки, засухи и т.д.). Климат и здоровье человека.

Практическое (1) и творческие (2, 3, 4) задания:

  1. Проанализировать климатическую карту (атлас, с. 22 - 23) (распределение температур и осадков по территории области, максимальные и минимальные температуры, амплитуды температуры и осадков, роза ветров). Континентальность климата.
  2. Климат своей местности.
  3. Местные приметы погоды, изменения самочувствия людей при резких переменах погоды.
  4. Загрязнение воздуха на территории своего района (по данным метеостанции, сообщениям радио).

Тема 6: Внутренние воды и водные ресурсы. Многолетняя мерзлота (3 часа)

Разнообразие и богатство вод области.
Реки. Влияние рельефа, климата на размещение, питание и режим рек. Характеристика речной сети - Ангары, Лены, Нижней Тунгуски. Озера и водохранилища. Байкал - уникальный водоём планеты.
Подземные воды, их виды и использование. Охрана вод. Воды свое местности. Многолетняя мерзлота.

Практические и творческие задания:

  1. Знакомство с картой поверхностных вод (атлас, с. 24 - 25). Работа диаграммами и текстом карт.
  2. Круглый стол "Байкал - колодец планеты".
  3. Подобрать стихи, песни, легенды, образные выражения о Байкале.
  4. Описание водоема своей местности. Качество питьевой воды.
  5. Дискуссия - "Ангарские ГЭС и водохранилища", их плюсы и минусы.
  6. Проблема качественной питьевой воды в области, меры по охране вод
  7. Многолетняя мерзлота, ее влияние на природу и хозяйственное освоение территории.

Тема 7: Почвы (1 час)

Почвы, их образование, значение в природе и жизни человека. Почвы тайги, "островных" лесостепей и степей, горных территорий. Почвенно-земельные ресурсы области и их охрана. Почвы своей местности.

Практическое (1) и творческое (2) задания:

  1. Знакомство с почвенной картой (атлас, с. 27).
  2. Описание почв своей местности. Работы по улучшению плодородия почв на огороде, дачном участке, в поле.

Тема 8: Растительность (1 час)

Зона тайги. Характеристика деревьев и кустарников тайги. "Островные" лесостепи и степи, древесная и травянистая растительность. Причины появления "островной" растительности.
Вертикальная поясность.

Растительные ресурсы области, их охрана и использование. "Красная книга" Иркутской области.
Практическое (1) и творческие (2.3, 4) задания:

  1. Знакомство с картой растительности (атлас, с. 26). Выделение высокогорной растительности, темнохвоиных и светлохвоиных лесов, растительности равнинных территорий.
  2. Составить описание растительности своей местности.
  3. Использование даров природы местным населением (описания, рассказы, выставки).
  4. Сочинение, обсуждение на темы: а) "Нет леса - посади, мало леса - не руби, много леса - береги"; б) "В лесу жить - голода не видать".

Тема 9: Животный мир (1 час)

Разнообразие животного мира области. Видовой состав.
Охотничье-промысловые ресурсы области. Проблема охраны животных. "Красная книга" Иркутской области.
Практическое (1) и творческие (2,3) задания:

  1. Знакомство с зоогеографической картой (атлас, с. 28). Животные горной тундры, тайги, лесостепей и степей.
  2. Животный мир своей (местности (можно водоема).
  3. Дать описание одного из полюбившихся животных с использованием научно-художественной литературы и знаний по биологии.

Тема 10: Природно-территориальные комплексы и охрана природы (1 час)

Природно-территориальные комплексы тайги, "островных" лесостепеи и степей, горных территорий, краткая их характеристика, охрана комплексов. Охраняемые территории - заповедники, национальные парки, заказники. Памятник мирового наследия - оз.Байкал.

Практическое (1) и творческие (2, 3, 4, 5) задания:

  1. Знакомство с картами физико-географического районирования (атлас. с. 29) и экологических условий (атлас, с. 30-32), с видами загрязнений.
  2. Описать один из типов охраняемых территорий - заповедник, национальный парк, заказник.
  3. Охрана оз. Байкал - всеобщая забота (стенды, рефераты, сообщения).
  4. Экологические проблемы своей местности. Влияние экологических условий на здоровье местного населения.
  5. Составить характеристику ПТК своей местности - лес, луг, болото, склон горы, водораздел.

Тема 11: Природа "малой родины" (2 часа)

Название административного района, центра, своего населённого пункта
Топонимическое значение этих названий.
Географическое положение на карте области. Координаты. Природные условия и ресурсы, природно-территориальные комплексы. Оценка экологического состояния и его влияние на здоровье человека.

Практическое (1) и творческие (2, 3) задания:

  1. Составить план (схему) своего населенного пункта. Обозначить на плане основные ПТК.
  2. На гербе Иркутска изображен бабр, несущий в зубах соболя. Изобразите герб своего административного центра или своего населённого пункта.
  3. Ваше представление о будущем города (села, района, области) и ваше участие в жизни и преобразовании родного края.

Обобщающее повторение (1 час)

Календарно тематический план по курсу (8 класс 17 часов)

Наименование раздела программы. Тема

Кол-во часов

1

Введение. Что изучает физическая география Иркутской области

1

2

Географическое положение, территория и границы

1

3-4

История освоения и исследования территории

2

5

Геологическое строение и полезные ископаемые

1

6-7

Рельеф

2

8-9

Климат

2

10

Воды и водные ресурсы

1

11

Почвы

1

12

Растительность

1

13

Животный мир

1

14

ПТК и охрана природы

1

15

Природа "малой родины"

1

16-17

Обобщающее повторение

2

 

Содержание программы социально-экономическая географи Иркутской области (9 класс 17 часов)...

Скачать полную версию рабочей программы вы можете по ссылке ниже.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: география, 8 класс, 9 класс