Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс.
Рабочая программа включает: пояснительну записку, планируемые результаты освоения курса, содержание программы и календарно-тематическое планирование.
Содержание программы
Понятия "географическая оболочка", "природная зональности", "природный комплекс" являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
В курсе "География материков и океанов" в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.
Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания. В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.
Введение (3 ч)
Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике.
Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.
Географическая исследовательская практика (Учимся с "Полярной звездой" — 1). Анализ фотографий, рисунков, картин.
Практикум. 1. Описание одного из видов особо охраняемых территорий (по выбору) по плану: а) название; б) географическое положение; в) год создания; г) объект охраны (кто или что находится под охраной); д) уникальность объекта или вида; д) меры, принимаемые заповедником (заказником) для сохранения объекта или вида. 2. Анализ карт географического атласа.
Тема 1. Население Земли (6 ч)
Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.
Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений.
Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.
Географическая исследовательская практика (Учимся с "Полярной звездой" — 2). Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность.
Практикум. 1. Анализ карты "Народы и плотность населения мира". 2. Определение на карте крупнейших городов мира. 3. Составление таблицы "Самые многонаселенные страны мира".
Тема 2. Природа Земли (14 ч)
Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера.
Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин.
Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем. 2. Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых
Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы.
Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.
Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны.
Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.
Практикум. 1. Анализ карты "Среднегодовое количество осадков". 2. Анализ карты "Климатические пояса и области Земли". 3. Описание одного из климатических поясов по плану: а) название; б) положение относительно экватора и полюсов; в) господствующие воздушные массы; г) средние температуры января и июля; д) годовое количество осадков; е) климатические различия и их причины; ж) приспособленность населения к климатическим условиям данного пояса. 4. Изучение климатической диаграммы. 5. Анализ погоды в различных частях земного шара на основе прогнозов Интернета, телевидения, газет.
Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера.
Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.
Географическая исследовательская практика (Учимся с "Полярной звездой" — 3). Поиск информации в Интернете.
Практикум. 1. Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты по плану: а) географическое положение; б) вид течения по физическим свойствам воды (холодное, теплое); в) вид течения по происхождению; г) вид течения по устойчивости (постоянное, сезонное); д) вид течения по расположению в толще вод (поверхностное, глубинное, придонное). 2. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.
Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков.
Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.
Тема 3. Природные комплексы и регионы (5 ч)
Природные зоны Земли. Понятие "природная зона". Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека.
Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты "Природные зоны Земли". 2. Описание природных зон по плану. Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.
Практикум. 1. Описание океана по плану. 2. Сравнение океанов (по выбору).
Материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки - Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Последовательность изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны.
Практикум. Установление сходства и различия материков на основе карт и рисунков учебника.
Как мир делится на части и как объединяется. Материки и части света. Географический регион. Понятие "граница". Естественные и условные границы. Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединенных Наций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур.
Тема 4. Материки и страны (34 ч)
Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата.
Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка - беднейший материк мира.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование раздела. Тема урока. |
Кол-во часов |
|
Введение |
3 |
1/1 |
Как и что мы будем изучать в географии 7 класса. |
1 |
2/2 |
Взаимодействие человека с окружающей средой. |
1 |
3/3 |
Географические карты. |
1 |
|
Раздел 1. Население Земли. |
4 |
4/1 |
Народы, языки и религии. |
I |
5/2 |
Города и сельские поселения. Различия и типы. |
1 |
6/3 |
ГИП «Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность» |
1 |
7/4 |
Многообразие стран мира. |
1 |
|
Раздел 2. Природа Земли. |
12 |
8/1 |
Развитие земной коры. Суть гипотезы А.Вегенера. |
1 |
9/2 |
Строение земной коры. |
1 |
10/3 |
Природные ресурсы земной коры. Горные породы, полезные ископаемые. |
1 |
11/4 |
Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. |
1 |
12/5 |
Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре. |
1 |
13/6 |
Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Ветры. |
1 |
14/7 |
Климатические пояса и области Земли. |
1 |
15/8 |
Пр/р 11. «Изучение климатической диаграммы» |
1 |
16/9 |
Океанические течения. Причины и виды. |
1 |
17/10 |
Реки и озера Земли. |
1 |
18/11 |
Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Биомасса. |
1 |
19/12 |
Почвы. Закономерности распространения почв на Земле. |
1 |
|
Раздел 3. Природные комплексы и регионы |
7 |
20/1 |
Природные зоны Земли. |
1 |
21/2 |
Изменение природных зон под воздействием человека. |
1 |
22/3 |
Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. |
1 |
23/4 |
Освоение Океана человеком. Использование и охрана Мирового океана. |
1 |
24/5 |
Материки как природные комплексы Земли. |
1 |
25/6 |
Материки и части света. Географический регион. Страны. |
1 |
26/7 |
Обобщающее повторение по темам: «Население Земли», «Природа Земли», «Природные комплексы и регионы» |
1 |
|
Раздел 4. Материки и страны. |
42 |
|
Африка |
7 |
27/1 |
Африка: образ материка. Географическое положение. Особенности земной коры и рельефа материка |
1 |
28/2 |
Африка: образ материка. Особенности климата и внутренних вод. |
1 |
29/3 |
Африка в мире. История освоения и население Африки. |
1 |
30/4 |
Путешествие 1 по Африке с учебником и картой - способ освоения географического пространства. |
1 |
31/5 |
Путешествие 2 по Африке с учебником и картой - способ освоения географического пространства. |
1 |
32/6 |
Египет.Древнейшая цивилизация |
1 |
33/7 |
Разработка проекта" Создание национального парка в Танзании" |
1 |
|
Австралия |
4 |
34/8 |
Австралия: образ материка. |
1 |
35/9 |
Климат. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны |
1 |
36/10 |
Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. |
1 |
37/11 |
Путешествия по Австралии |
1 |
|
Антарктида |
3 |
38/12 |
Антарктида: образ материка. |
1 |
39/13 |
Особенности климата. Природа материка. |
1 |
40/14 |
Открытие материка Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым. |
1 |
|
Южная Америка |
6 |
41/15 |
Южная Америка: образ материка, Строение земной коры и рельеф в сравнении с рельефом Африки |
1 |
42/16 |
Климат Южной Америки. Внутренние воды. |
1 |
43/17 |
Латинская Америка в мире. Народы. Крупнейшие государства. |
1 |
44/18 |
Путешествие I по Южной Америке |
1 |
45/19 |
Путешествие 2 по Южной Америке |
I |
46/20 |
Бразилия |
1 |
|
Северная Америка |
7 |
47/21 |
Северная Америка: образ материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф.. |
1 |
48/22 |
Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. |
1 |
49/23 |
Природные зоны. Почвы. |
1 |
|
Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки, |
1 |
51/25 |
Путешествие 1 по Северной Америке. |
1 |
52/26 |
Путешествие 2 по Северной Америке. |
1 |
53/27 |
США |
1 |
|
Евразия |
13 |
54/28 |
Евразия. Образ материка: географическое положение, строение земной коры, рельеф |
1 |
55/29 |
Евразия. Образ материка: климат, внутренние воды. |
1 |
56/30 |
Европа в мире. |
1 |
57/31 |
Путешествие 1 по Европе |
1 |
58/32 |
Путешествие 2 по Европе |
1 |
59/33 |
Германия |
1 |
60/34 |
Франция |
1 |
61/35 |
Великобритания |
1 |
62/36 |
Азия в мире. Население. |
1 |
63/37 |
Путешествие 1 по Азии. |
1 |
64/38 |
Китай |
1 |
65/39 |
Индия. |
1 |
66/40 |
ГИП: «Традиции и обычаи народов мира» |
1 |
67/41 |
Россия в мире. |
1 |
68/42 |
Обобщающее повторение по теме «Материки и страны» |
1 |