По курсу Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. 68 часов, 2 часа в неделю
В рабочую программу вошли разделы:
Курс географии материков и океанов - это второй по счету школьный курс географии, который изучают школьники. Основная цель курса - создать у школьников целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Другая важная цель курса - раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.
Курс географии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089) и примерными программами основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы).
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В VII - 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания.
Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной.
Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах, от локального до глобального их уровня.
Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественнонаучных, экологических и социально-экономических проблем современности. В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования в рамках образовательной программы «Школа 2100», география - это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии.
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.
Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты. В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.
Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
Учебная литература
1. Коринская, В.А., Душина, И.В. «География материков и океанов» - М.: Дрофа, 2008.
Название темы |
Количество часов |
Введение |
4 |
Раздел I. Главные особенности природы Земли. Тема 1. Литосфера и рельеф Земли. Тема 2. Атмосфера и климаты Земли Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы. Тема 4. Географическая оболочка. |
9 2 3 1 1 |
Раздел II. Океаны и материки Тема 5. Океаны Тема 6. Южные материки. Африка. Тема 7. Австралия и Океания Тема 8. Южная Америка Тема 9. Антарктида. Тема 10. Северная Америка. Тема 11. Евразия |
51 4 11 4 6 2 8 15 |
Раздел III. Географическая оболочка – наш дом |
4 |
Практические работы
Практических работ – 52, из них оценочных – 13. Оценочные практические работы.
Введение (4 часа).
1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.
Раздел I. Главные особенности природы Земли (9 часов).
Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (2 часа).
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (3 часа).
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы (1 час).
Тема 4. Географическая оболочка (3 часа).
Раздел II. Океаны и материки (51 час).
Тема 5. Океаны (4 часа).
Тема 6. Южные материки. Африка (11 часов).
2. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.
3. Обучение определению географического положения материка.
4. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Тема 7. Австралия и Океания (4 часа)
5. Сравнение географического положения Австралии и Африки.
Тема 8. Южная Америка (6 часов)
6. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.
7. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.
8. Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).
Тема 9. Антарктида (2 часа).
Тема 10. Северная Америка (8 часов)
9. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
10. Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).
Тема 11. Евразия (15 часов)
11. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.
12. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
13. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.
Раздел III. Географическая оболочка – наш дом (4 часа)
Материки, океаны, народы и страны. 7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Введение (4 часа)
Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации. Страноведческие описания. Географическая культура человека.
«Открытие» Земли.
Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире, первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий.
Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли. Заполнение «белых пятен» на карте. Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы на картах, способы их изображения. Решение задач по карте.
Раздел II. Материки и океаны (51 час)
Тема 5. Океаны (4 часа)
Тихий, Индийский, Атлантический, Северный ледовитый океаны. Краткая история исследования каждого из океанов. Географическое положение. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Рабочая программа по географии для 7 класс публикуется в сокращении. Скачать полную версию с календарно-тематическим планированием вы можете по ссылке ниже