Программа составлена в соответствии с концепцией образовательной системы "Школа 2100"
В программу вошли разделы:
Пояснительная записка
Содержание курса
Требования к уровню подготовки учащихся
Календарно – тематическое планирование
Литература
Пояснительная записка.
Курс географии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089). Он рассчитан на изучение географии в 6 – 9 –м классах в объеме 245 часов. Школьный курс географии в 8 классе включает раздел: География России: человек и природа 70ч.
Программа составлена в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100». В рамках этой Системы каждый школьный предмет, в том числе и география, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
В географическом образовании школьников ведущее место принадлежит курсу «География России». Завершая географическую подготовку учащихся в основной школе, курс способствует становлению у школьников активной гражданской позиции, ответственного отношения к судьбе своей Родины, пониманию необходимости изучения географических проблем и личного участия в их решении.
Программа выполнена с опорой на сформированный у учащихся в предшествующих классах уровень и позволяет уделить приоритетное внимание особенностям проявления на территории России общих географических закономерностей, организации социоприродного пространства с учетом существующих проблем, прогнозирования и моделирования.
Программа курса реализует комплексный подход, позволяющий рассматривать взаимосвязь территориально объединенных социоприродных процессов и явлений.
Цель курса – способствовать воспитанию географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций по курсу «География России»; развитию экогуманистического мировоззрения, обеспечивающего осознания единства геопространства России в его природно-социально- экономическом разнообразии и региональном единстве.
Задачи курса:
Программа разработана на основе следующих концептуальных идей, имеющих принципиальное значение: идея устойчивого развития, идея системного единства, идея созидательной конструктивности.
Содержание тем учебного курса.
Введение 1ч
География России: зачем нужно изучать географию своей Родины? Возрастающая роль географического знания в развитии кругозора и понимания своего места в окружающем мире. Географические объекты и процессы, важные для каждого жителя России.
Часть I. Человек и природа 68ч
Раздел I. География в России: из прошлого в будущее (5ч.)
У истоков географической науки. Географические идеи. География на службе человека. Географическая культура. Географические методы.
Раздел II. Географическое положение и пространства России (6ч.)
Россия на карте мира и Евразии. Оценка географического положения. Сколько раз в России встречают Новый год? Становление Российского государства. Россия в системе макрокультурного районирования.
Раздел III. «Природа – население – хозяйство» - проблема устойчивого развития (6ч.)
Исторические этапы взаимоотношений общества и природы. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Географические проблемы устойчивого развития. Природопользование. Системы природопользования.
Раздел IV. Природа России (11ч.)
Геологическое строение, рельеф, ресурсы недр. Климат и климатические ресурсы. Воды суши и водные ресурсы. Почва и почвенно-земельные ресурсы. Живая природа России. Биологические ресурсы.
Раздел V. Географические системы (5ч.)
Географическая система. Виды географических систем. Уровни географических систем. Пути сохранения устойчивости географических систем.
Раздел VI. Природно-хозяйственные зональные и азональные системы (16ч.)
Учение о географической зональности. Арктические пустыни, тундра, лесотундра. Леса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепь и степь. Полупустыни, пустыни, субтропики. Горные системы. Российские моря.
Раздел VII. Демографическая картина России. Сколько нас? Какие мы? (18ч.)
Численность и воспроизводство населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Рынок труда. Качество жизни населения. «Зеркало» демографического завтра. Демографическая политика – путь к национальному возрождению. Размещение населения. Урбанизация: город – агломерация – мегаполис. Этнокультурное своеобразие России.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Литература:
1. Основная:
География. («Моя Россия»). Учебник для 8_го класса / Г. С. Камерилова, Л. И. Елховская, О.А. Родыгина. – М.: Баласс, 2010.
2. Дополнительная:
Г. С. Камерилова, Л.И. Елховская, О.А. Родыгина., Рабочая тетрадь к учебнику География «Моя Россиия». – М.: Баласс, 2010
География. Россия. 8 -9 кл.: Атлас / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2009
О. А. Климанова. География в цифрах. 6 – 10 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2008
Календарно-тематическое планирование уроков географии
Количество часов в 1 полугодии: 34
Количество часов во 2 полугодии: 34
Всего 68 час; в неделю: 2 час
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений
Учебник: География. («Моя Россия»). Учебник для 8_го класса / Г.С. Камерилова, Л. И. Елховская, О.А. Родыгина. – М.: Баласс, 2010.
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Практическая часть |
1 |
Введение. |
1 |
|
2 |
Зачем необходимо изучать географию своей Родины? |
1 |
|
3 |
У истоков географической науки. |
1 |
|
4 |
«Архитектура» современной географии. |
1 |
|
5 |
Теоретическое ядро географии. |
1 |
|
6 |
География на службе человека. Географическая культура. |
1 |
|
7 |
Географические методы. Картографический метод. |
1 |
|
8 |
Сравнительно-географический и статистический методы. Мониторинг окружающей среды. |
1 |
|
9 |
Обобщение. Контрольная работа. |
1 |
|
10 |
Россия на карте мира и Евразии. |
1 |
Практическая работа «Пространства России». |
11 |
Оценка географического положения. |
1 |
Практическая работа «Анализ и оценка географического положения России». |
12 |
Сколько раз в России встречают Новый год? |
1 |
Практическая работа «Часовые пояса России» |
13 |
Становление Российского государства. |
1 |
|
14 |
Обобщение. Контрольная работа. |
1 |
|
15 |
Исторические этапы взаимоотношений общества и природы. |
1 |
|
16 |
Идея перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. |
1 |
|
17 |
Географические проблемы устойчивого развития. |
1 |
|
18 |
Природные ресурсы: определение, виды. |
2 |
Практическая работа «Оценка природно-ресурсного потенциала России». |
19 |
Природопользование. |
1 |
|
20 |
Обобщение. Контрольная работа. |
1 |
|
21 |
Разнообразие рельефа и его главные элементы. |
1 |
Практическая работа «Расположение гор и равнин». |
22 |
Геологическая история России. |
2 |
Практическая работа «Геологическая истории гор нашей страны», «Месторождения полезных ископаемых». |
23 |
Современное развитие рельефа. |
2 |
Практическая работа «Развитие рельефа». |
24 |
Геоэкологические проблемы недропользования. |
1 |
|
25 |
От чего зависит климат России? |
1 |
Практическая работа «Суммарная солнечная радиация». |
26 |
Атмосферная циркуляция. |
2 |
Практическая работа «Прогноз погоды по синоптической карте». |
27 |
Типы климата. |
2 |
Работа с климатограммами. |
28 |
Геоэкологические проблемы. |
1 |
Практическая работа «Агроклиматические ресурсы». |
29 |
Роль и богатство внутренних вод России. |
1 |
|
30 |
Голубые артерии страны. |
1 |
Практическая работа «Реки России». |
31 |
Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники. |
1 |
|
32 |
Геоэкологические проблемы водопользования. |
1 |
|
33 |
Почва – «особое природное тело». |
1 |
|
34 |
Почвы России. Почвенно-земельные ресурсы и их охрана. |
1 |
Практическая работа «Почвы России». |
35 |
Живая природа России. |
1 |
Практическая работа «Растительность и животный мир России». |
36 |
Биологические ресурсы и их охрана. |
1 |
|
37 |
Обобщение. Контрольная работа. |
1 |
|
38 |
Как устроена и развивается географическая система? |
1 |
|
39 |
Виды и уровни географических систем. |
1 |
|
40 |
Пути сохранения устойчивости географических систем. |
1 |
|
41 |
Обобщение. Контрольная работа. |
1 |
|
42 |
Учение о географической зональности. |
1 |
Практическая работа «Комплексная характеристика зональной природно-хозяйственной системы» (по выбору). |
43 |
Арктические пустыни, тундра, лесотундра. |
1 |
|
44 |
Леса: тайга, смешанные и широколиственные леса. |
1 |
|
45 |
Лесостепь и степь. |
1 |
|
46 |
Пустыни, полупустыни, субтропики. |
1 |
|
47 |
Горные системы. |
1 |
|
48 |
Российские моря. |
1 |
|
49 |
Обобщение. Контрольная работа. |
1 |
|
50 |
«Статистика знает все»: география населения в зеркале демографической статистики. |
1 |
|
51 |
Численность и воспроизводство населения: сосчитаем, сколько нас? |
1 |
|
52 |
Демографическая ситуация. Рынок труда. |
1 |
|
53 |
Миграции населения: куда и зачем едут люди? |
1 |
Практическая работа «Закономерности размещения населения России». |
54 |
Качество жизни населения. |
1 |
|
55 |
«Зеркало» демографического завтра. |
1 |
|
56 |
Демографическая политика – путь к национальному возрождению. |
1 |
Статистический практикум «Демографический прогноз». |
57 |
Где живут россияне? |
1 |
|
58 |
Урбанизация: город – агломерация – мегаполис. |
1 |
|
59 |
Этнокультурное своеобразие России. |
1 |
Практическая работа «Народы России». |
60 |
Обобщение. Контрольная работа. |
1 |
|
61 |
Резерв времени. |
4 |
|