Цель: формирование знания о физико-географическом положении материка
Задачи:
- Образовательная: Сформировать знания о физико - географическом положении материка Африка.(ФГП)
- Развивающая: Формировать умения работы с контурной картой и умение анализировать карту атласа. Развивать мыслительную деятельность.
- Воспитательная: Воспитывать культуру общения и внимания к одноклассникам и учителю.
Оборудование: Атласы с контурными картами для учащихся 7 класса. карта физическая мира и Африки. Учебник для общеобразовательных учреждений. География материков и океанов В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев (задание стр.111 рис на стр.7)
Ход урока
1. Организационный момент и настрой обучающихся на урок.
2. Новая тема.
Изучая любой географический объект, во-первых нужно знать где он находится, то есть его адрес. Поэтому изучение любого материка важно изучать с его географического положения, то есть с ФГП. Слайд 1
Слайд 2 Почему материк назвали Африкой На каждый клик мышки появляется новая версия названия материка.
Слайд 3 План характеристики материка (стр.311 учебника)
Для характеристики потребуется атлас, контурная карта Африки и учебник стр.7
На контурной карте сверху напишите тему.
Согласно плану мы будем наносить на контурную карту элементы плана. Это поможет вам запомнить номенклатурные понятия и их расположение на карте развивать память и ориентирование в пространстве. умение анализировать карту и составлять географическую характеристику по плану поможет самостоятельно по карте характеризовать другие материки и страны в 7 и более старших классах. А также в конце работы вы оцените сами работу и затем ваш сосед по парте.
Слайд 4 Штурман или его заместитель читают (которые вызвались сами) пункты плана по очереди, а обучающиеся наносят на карту графический конспект на контурной карте и отвечают. Отношение материка к линиям. Что показывает пересечение экватора, нулевого меридиана и тропиков? Обучающиеся отвечают и по очереди открываются ответы (направление север-юг, запад - восток, солнце в зените над тропиками и экватором, поэтому этот материк самый жаркий, климатические пояса). На каждый клик появляется сначала экватор. затем после ответа направления север юг, затем нулевой меридиан и так же после ответа появляются направления запад и восток. Тропики и появление солнца помогает вспомнить, что солнце в зените бывает над этими линиями 4 раза в году и каждый день между ними. Пользуясь направляющей кнопкой появляются климатические пояса. Данная карта уже знакома семиклассникам, сокращая время на ее поиск в атласе. Они быстро называют пояса.
На каждый клик появляются вопросительные знаки. Называют океаны и моря, которые омывают материк и подписывают их на контурной карте. Называют ближайший материк и подписывают.
Слайд 5 Выявляют по карте какие проливы соединяют и разъединяют ближайший материк и самый крупный остров у берегов Африки (Суэцкий канал и Гибралтарский пролив Мозамбикский пролив).
Называют, что береговая линия изрезана слабо. Находят Бенгельское течение, Почему необходимо знать о течениях? Полуостров Сомали, остров Мадагаскар, Гвинейский, Аденский заливы и подписывают. Учитель в это время говорит краткую характеристику об объектах, показывая некоторые по гиперссылке.
По учебнику рис. 3 стр. 7 анализируют размеры Африки с другими материками и записывают в легенде контурной карты площадь Африки.
Мысы Африки учитель объясняет, что такое мыс по гиперссылке и показывает памятный знак южного мыса Игольного.
Затем обучающиеся находят крайние точки-мысы на карте подписывают и определяют их координаты в парах.
северная - мыс Бен-Секка(Рас-Энгела, Эль-Абъяд) 37° с.ш., 11° в.д.
южная - мыс Игольный 34° ю.ш, 20° в.д.;
восточная - мыс Рас-Хафун 11° с.ш. 51° в. д.;
западная - мыс Альмади 15° с.ш.; 17° з.д.,
Определяют протяжённость в градусной мере и километрах от мыса до мыса Задание стр. 111 учебника. Затем делают запись в легенде карты.
С севера на юг (34°+37°)
С запада на восток (17°+51°)
На слайде появляются на клик мышки мысы и их названия. После определения координат по управляющей кнопки появляется слайд -проверь себя.
Проверка и оценивание ЗУНКов
Закрепление материала
осуществляется с помощью вопросов на слайде презентации, на которые необходимо ответить и показать на настенной карте.
Оценка своя и соседа за составление графического конспекта на контурной карте. Оценка учителя за активность на уроке.
Домашнее задание § 24 стр 110-111. Знание номенклатуры и умения показа на карте. Индивидуальные задания о исследователях Африки. (Напоминание, так как проектное
В помощь учителю
Данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа. Зрительная память у большей части обучающихся преобладает. А данная презентация привлекает внимание и показывает наглядно положение материка и иллюстрации объектов.