Цель урока: систематизировать знания и умения учащихся в нахождении процента от числа, числа; представление информации с помощью графика.
Задачи урока: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и умений применять формулы сокращенного умножения для преобразования целых выражений в многочлены.
Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, самостоятельная.
Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, оценочные листы.
- Ребята, мы с вами очень часто видим объявления: "Распродажа. …", "Скидки…".
- Какой вопрос мы задаем сами себе? (какой скидкой воспользоваться, как посчитать скидку)
- А что для этого нужно знать? (Как считать проценты)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Итак, тема нашего урока "Проценты в повседневной жизни".
- Сегодня вам предстоит решить ряд задач. У вас у всех есть лист самооценки, в который вы будете ставить себе баллы после выполнения заданий. В графе примечания запишите, что у вас вызвало затруднения.
- Давайте представим такую ситуацию. Бизнесмен Петров проживает в городе Москва, а в Санкт-Петербурге у него сеть магазинов. Петров уезжает на неделю в Санк-Петербург чтобы проверить, как развивается его бизнес. Давайте и мы с вами отправимся в командировку вместе с бизнесменом.
Задание 1 (индивидуальное)
Бизнесмен Петров выезжает из Москвы в Санкт-Петербург на деловую встречу, которая назначена на 9:30. В таблице дано расписание ночных поездов Москва - Санкт-Петербург.
Номер поезда |
Отправление из Москвы |
Прибытие в Санкт-Петербург |
038А |
00:43 |
08:45 |
020У |
00:53 |
09:02 |
016А |
01:00 |
08:38 |
116С |
01:00 |
09:06 |
Путь от вокзала до места встречи занимает полчаса. Укажите номер самого позднего (по времени отправления) из московских поездов, которые подходят бизнесмену Петрову.
В ответе укажите номер правильного варианта.
Решение.
Поскольку путь от вокзала до места встречи занимает полчаса, поезд должен прибыть на вокзал не позднее 09:00. Этому условию удовлетворяют поезда под номерами: 038А и 016А. Из них позже отправляется поезд под номером 016А. Правильный ответ указан под номером 3.
- Поднимите номер верного ответа, поставьте балл в лист самооценки.
- Петров прибыл в Санкт-Петербург в двух его магазинах проходит акция, сезонные скидки. Вам нужно будет помочь написать новые ценники.
Задание 2
Каждой группе выдается своя табличка с названием магазина ("Сапожок", "Башмачок") и соответствующие карточки с заданиями.
Цель группы:
Магазин "Сапожок"
Магазин "Башмачок"
Учащиеся приклеивают ценники на доску.
Задание 3 (решение на доске)
В таблице представлены цены (в рублях) на некоторые товары в трех магазинах:
Магазин |
Орехи (за кг) |
Шоколад (за плитку) |
Зефир (за кг) |
«Машенька» |
600 |
45 |
144 |
«Лидия» |
585 |
65 |
116 |
«Камея» |
660 |
53 |
225 |
Бизнесмен Петров хочет купить 0,4 кг орехов, 5 плиток шоколада и 1,5 кг зефира. В каком магазине стоимость такой покупки будет наименьшей, если в "Камее" проходит акция: скидка 20% на орехи и зефир, а в "Машеньке" скидка 10% на все продукты? В ответе укажите номер магазина.
Решение.
Найдем стоимость покупки в каждом магазине и выберем наименьшую.
1. В магазине "Машенька" стоимость покупки без учета скидки будет равна:600 · 0,4 + 5 · 45 + 1,5 · 144 = 681 рубль.
С учетом 10% скидки на все товары стоимость будет равна 612 руб. 90 коп.
2. В магазине "Лидия" стоимость покупки будет равна: 585 · 0,4 + 5 · 65 + 1,5 · 116 = 733 рубля.
3. В магазине "Камея" стоимость покупки с учетом 20% скидок на орехи и зефир будет равна: 660 · (1−0,2) · 0,4 + 53 · 5 + 225 · (1−0,2) · 1,5 = 746 руб. 20 коп.
Таким образом, наименьшая цена с учетом всех имеющихся скидок в магазине "Машенька".
Ответ: 1. (ответы остаются на доске)
Заполните в листе самооценки примечания.
Физкультминутка
Задание 4 (в парах)
Учащиеся обмениваются тетрадями, проводят взаимопроверку, выставляют баллы в лист самооценки. В таблице приведена стоимость работ по покраске потолков.
Цвет потолка |
Цена в рублях за 1 м2 (в зависимости от площади помещения) |
|||
до 10 м2 |
от 11 до 30 м2 |
от 31 до 60 м2 |
свыше 60 м2 |
|
Белый |
110 |
80 |
70 |
60 |
Цветной |
120 |
110 |
90 |
80 |
Пользуясь данными, представленными в таблице, определите, какова будет стоимость работ, если площадь потолка 25 м2, цвет потолка белый и действует сезонная скидка в 10%. Ответ укажите в рублях.
Решение.
При площади потолка 25 м2 цена за покраску 1 м2 потолка составит 80 рублей. Значит, стоимость заказа без учета скидки 80 · 25 = 2000 руб. Скидка составляет 0,1 · 2000 = 200 руб. Таким образом, стоимость заказа с учетом скидки составит 2000 − 200 = 1800 руб.
Ответ: 1800. (Ответ записываем на доске)
Задание 5
Покупки – важная часть повседневной жизни. Во время командировки бизнесмен Петров посетил каждый магазин и пробрел некоторые товары. В понедельник - пару кроссовок для сына в магазине "Сапожок". Во вторник купил туфли в "Башмачке". В среду, четверг и пятницу покупал товар в магазинах "Лидия", "Камея", и "Машенька" соответственно.
В субботу, перед отъездом, оплатил работу по покраске потолков. По описанию постройте схематично график расходов бизнесмена Петрова за неделю.
Вопросы по графику:
Немного занимательной математики
Блез Паскаль говорил: "Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным".
1. Рост человека археологи могут определить даже по отдельным костям. Например, длина малой берцовой кости составляет 22% роста человека, а локтевой кости составляет 16% роста человека.
2. В среднем суточная норма потребления сахара в день ребенком не должна превышать 50 граммов. Превысим ли мы норму потребления сахара, если выпьем за день литровую бутылку кока-колы и если превысим, то насколько процентов? Согласно информации, приводимой на этикетке "Кока-колы", в 100 г напитка содержится 10,6 г сахара.
Домашнее задание
В начале урока вам раздали листы с заданиями, в них вы найдете индивидуальное домашнее задание.
- Итак, ребята, урок подошел к концу.
- Оценка ваша за урок будет в оценочном листе, который вы мне сейчас сдадите. Я посчитаю средний балл за все задания и выставлю вам оценки в журнал.
- Ребята, достигли ли Вы своей цели на этом уроке?
В оценочном листе подчеркните свой ответ. И продолжите одно из предложений:
Учащиеся подводят итог в листах самооценки, определяют уровень усвоения и сдают оценочные листы.
- Сегодня, выполняя разнообразные задания, вы иногда допускали ошибки. И это не удивительно, любой человек не застрахован от ошибок, особенно когда он учится овладевать какой - либо наукой.
- Важно вовремя найти и исправить эти ошибки, понять, почему они появились, и стараться впредь их не допускать.
- Урок закончен. До свидания!