Учебный предмет: изобразительное искусство.
Класс: 6.
Цель урока: создание условий для формирования представления об историческом жанре изобразительного искусства.
Задачи:
- Добрый день, ребята! Проверьте свою готовность к уроку, сегодня нам понадобится альбомный лист, карандаш, ластик, тетрадь и ручка.
Сообщение темы и цели работы
- Посмотрите на картины, представленные на слайде. Что их объединяет? (ответы учащихся)
- Все эти картины повествуют нам о событиях прошлого. Сегодня наш урок будет посвящен историческому жанру.
- Тема нешего урока "Историческая картина"
На уроке мы с вами узнаем, что такое историческая картина, рассмотрим ее характерные черты, познакомимся с историческим творчеством одного из величайший художников русских художников и попробуем самостоятельно изобразить исторический сюжет в рисунке.
Исторический жанр – один из самых сложных жанров живописи. Он требует от художника не только исторических знаний, но и умения разбираться в быте, нравах той эпохи, к которой он обращается
- Давайте запишем в тетрадь определение исторического жанра: Исторический жанр - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества.
- Он часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем. Одним из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи можно назвать Василия Ивановича Сурикова.
- Давайте рассмотрим одну из самых известных его картин "Боярыня Морозова" и попробуем определить характерные черты исторической картины.
- Самой важной характерной чертой исторического жанра является историческая точность. Историческая точность подразумевает под собой тщательное изучение исторических источников, костюмов, архитектуры, предметов быта для придания картине правдоподобности.
- Для того, чтобы создать свою картину. Суриков изучал множество старообрядческих книг, искал множество образов. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.
- Не менее значимой чертой исторической картины является изображение значимых исторических событий или личностей из прошлого. Как вы считаете, какие события из истории являются значимыми?
- Это события, которые значительным образом повлияли на жизнь и уклад общества.
- Обратите внимание на количество людей на картине. Может ли один человек повлиять на ход истории и жизнь общества? Исторические картины чаще всего многофигурные, потому что они отражают важные события прошлого, которые обычно включают в себя множество участников.
- Многофигурная композиция помогает создать более сложный и глубокий образ исторического события, обогащая его деталями. Посмотрите, каждый человек, изображенный на картине, играет свою роль в создании сюжета.
- Толпа женщин рыдает, дьячки в левой части высмеивают боярыню, дети от незнания подражают взрослым, все это передается в их позах, эмоциях.
- Несмотря на обилие различных образов, картина воспринимается цельно, потому что у нее есть композиционный центр (главная часть, на которую зритель смотрит в первую очередь) на переднем плане, средний план с толпой людей и дальний план с изображением зданий. Все это подчеркивает значимость события, его масштабность.
Исторические картины призваны не только запечатлеть важные события, но и вызвать у зрителя эмоциональный отклик, чувство сопричастности к прошлому.
- Как вы уже могли догадаться, сегодня на уроке вам необходимо выполнить карандашом рисунок в историческом жанре. Я предлагаю вам изобразить событие, которое имело сильное влияние на жизнь и быт жителей нашего города.
- Не так давно мы с вами отметили праздник 9 мая, поэтому я предлагаю вам нарисовать процесс эвакуации предприятий в годы Великой Отечественной войны. Тогда ради спасения промышленности вглубь страны перевезли тысячи заводов вместе с сотрудниками.
- В Алтайский край эвакуировали больше сотни предприятий. Привозили в основном станки. Их размещали либо на территории действующих производств, либо прямо под открытым небом, а уже потом возводили вокруг стены и крышу.
- Вы можете взять как процесс перевоза материалов по железнодорожным путям, так и строительство завода.
- Ваш рисунок должен соответствовать всем тем характерным чертам, которые мы с вами вывили:
Оценивание: соблюдение всех критериев – оценка "5", 3-х критериев и небольшие недочеты – "4", наличие 2-х критериев – оценка "3".
- Что при рисовании исторической картины показалось вам наиболее трудным? (ответы детей)
- Всем спасибо за урок! Можете наводить порядок на рабочем месте.