Продолжение темы «Процесс создания картины» с презентацией
Цель урока: Познакомить учащихся с основами композиции, сформировать навыки грамотного размещения композиции на плоскости, развить творческое воображение и эстетическую восприимчивость.
Задачи:
- Обучающие: познакомить учащихся с правилами выполнения натюрморта, дать представление об основах композиции;
- Развивающие: развить у учащихся воображение, художественное и творческое мышления, оригинальность мыслительной деятельности;
- Воспитательные: воспитать у учащихся интерес и любовь к искусству.
Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.
Оборудование: репродукции картин, наглядные пособия (выполненные учителем), шаблоны.
Материалы: клей, альбомы.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Сообщение темы и цели урока.
Фантазия художника щедра,
Она нам дарит столько неожиданного,
Представь, насколько жизнь
Была бедна б,
Коль не было бы в ней чудес
Невиданных.
- Сегодня мы с вами продолжим тему «Процесс создания картины» и узнаем о правилах постановки композиции натюрморта на плоскости.
- Цель нашего урока научиться на практике пользоваться этими правилами.
3. Повторение пройденного материала.
Вопросы классу:
Вспомним, с чего мы начинаем работу над картиной?
(Подбор сюжета, сбор материала, наброски)
Учитель:
- Молодцы, вы правильно отвечаете. Теперь поговорим о следующем этапе создания картины. Выбрать сюжет картины и подготовить наброски отдельных элементов, это ещё не всё, главное правильно, гармонично разместить эти элементы на плоскости нашей картины. Размещение отдельных предметов (элементов) на картине с учётом определённых правил называется композицией.
При составлении композиции натюрморта мы тоже пользуемся такими правилами.
Вопрос классу:
- Вспомните, что такое натюрморт? (Мёртвая природа.) (Картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы и т. д.)
4. Вводная беседа и объяснение нового материала.
- Молодцы! Сегодня я расскажу вам об основных правилах постановки натюрморта:
- Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов. Предметы должны быть тематически объединены и родственны по своему практическому назначению. Композиция должна выглядеть естественно. Если поставить рядом с овощами гипсовую статуэтку, постановка будет выглядеть нелепо; (зрительный ряд)
- В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету. Два, или несколько одинаковых по размерам и форме предмета не производят впечатления единого целого. (Зрительный ряд) Надо избегать слишком большой разницы в размерах предметов. Коробочка спичек рядом с большим сосудом будет мала и неинтересна; (Зрительный ряд)
- Предметы должны гармонично сочетаться др. с др., соприкасаться, составляя единое целое, но, не загораживая др. др.; (Зрительный ряд)
- В композиции должен быть композиционный центр. Это предмет, который по своему смысловому значению, размерам, форме, цвету был бы главным, центральным. Обычно композиционный центр находится на втором плане; (Зрительный ряд)
- Величина изображения всей группы предметов должна находиться в соответствии с фоном. Предметам не должно быть тесно на плоскости, но и фон не должен преобладать над изображением; (Зрительный ряд)
- Композиция натюрморта может быть вписана в любую геометрическую форму. Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиции, которая построена на основе фигур с использованием симметрии. Асимметричное и диагональное размещение предметов придаёт композиции ощущение движения, беспокойства. Но не надо думать, что предметы натюрморта надо располагать обязательно по схеме. Интересное композиционное решение может возникнуть в результате того, что, например, грибы, высыпались из корзины.
5. Самостоятельная работа.
- Перед вами чистый альбомный лист. С помощью шаблонов составьте композицию натюрморта в технике «аппликация». Шаблоны представляют собой изображения предметов разных по величине, форме и назначению (предметы повседневного быта, овощи, фрукты).
- Ваша задача, составить композицию натюрморта, с учётом вышеперечисленных правил. (Музыкальный ряд)
6. Анализ и оценка работы детей.
- Подведём итог нашего урока.
- О каком жанре изобразительного искусства мы сегодня говорили?
- Что нового вы узнали о натюрморте?
- Какими правилами мы пользуемся при построении композиции натюрморта?
- Молодцы!
- И закончить наш урок хочу словами Блонделя
- «Конечная цель искусства - побудить делать людей то, что им нужно и осознать то, что они знают».
(Называю активно работавших на уроке детей, ставлю им оценки.)
7. Задание на дом.
Составить натюрморт из предметов кухонной утвари, выполнить набросок.