Конспект урока: Композиционное решение картины на примере натюрморта. 6 класс

Продолжение темы «Процесс создания картины» с презентацией

Цель урока: Познакомить учащихся с основами композиции, сформировать навыки грамотного размещения композиции на плоскости, развить творческое воображение и эстетическую восприимчивость.

Задачи:

- Обучающие: познакомить учащихся с правилами выполнения натюрморта, дать представление об основах композиции;

- Развивающие: развить у учащихся воображение, художественное и творческое мышления, оригинальность мыслительной деятельности;

- Воспитательные: воспитать у учащихся интерес и любовь к искусству.

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.

Оборудование: репродукции картин, наглядные пособия (выполненные учителем), шаблоны.

Материалы: клей, альбомы.

 

Ход урока
1. Организационный этап.

2. Сообщение темы и цели урока.

Фантазия художника щедра,

Она нам дарит столько неожиданного,

Представь, насколько жизнь

Была бедна б,

Коль не было бы в ней чудес

Невиданных.

- Сегодня мы с вами продолжим тему «Процесс создания картины» и узнаем о правилах постановки композиции натюрморта на плоскости.

- Цель нашего урока научиться на практике пользоваться этими правилами.

3. Повторение пройденного материала.

Вопросы классу:

Вспомним, с чего мы начинаем работу над картиной?

(Подбор сюжета, сбор материала, наброски)

Учитель:

- Молодцы, вы правильно отвечаете. Теперь поговорим о следующем этапе создания картины. Выбрать сюжет картины и подготовить наброски отдельных элементов, это ещё не всё, главное правильно, гармонично разместить эти элементы на плоскости нашей картины. Размещение отдельных предметов (элементов) на картине с учётом определённых правил называется композицией.

При составлении композиции натюрморта мы тоже пользуемся такими правилами.

Вопрос классу:

- Вспомните, что такое натюрморт? (Мёртвая природа.) (Картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы и т. д.)

4. Вводная беседа и объяснение нового материала.

- Молодцы! Сегодня я расскажу вам об основных правилах постановки натюрморта: 

- Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов. Предметы должны быть тематически объединены и родственны по своему практическому назначению. Композиция должна выглядеть естественно. Если поставить рядом с овощами гипсовую статуэтку, постановка будет выглядеть нелепо; (зрительный ряд)

- В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету. Два, или несколько одинаковых по размерам и форме предмета не производят впечатления единого целого. (Зрительный ряд)  Надо избегать слишком большой разницы в размерах предметов. Коробочка спичек рядом с большим сосудом будет мала и неинтересна; (Зрительный ряд)

- Предметы должны гармонично сочетаться др. с др., соприкасаться, составляя единое целое, но, не загораживая др. др.; (Зрительный ряд)

- В композиции должен быть композиционный центр. Это предмет, который по своему смысловому значению, размерам, форме, цвету был бы главным, центральным. Обычно композиционный центр находится на втором плане; (Зрительный ряд)

- Величина изображения всей группы предметов должна находиться в соответствии с фоном. Предметам не должно быть тесно на плоскости, но и фон не должен преобладать над изображением; (Зрительный ряд)

- Композиция натюрморта может быть вписана в любую геометрическую форму. Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиции, которая построена на основе фигур с использованием симметрии. Асимметричное и диагональное размещение предметов придаёт композиции ощущение движения, беспокойства. Но не надо думать, что предметы натюрморта надо располагать обязательно по схеме. Интересное композиционное решение может возникнуть в результате того, что, например, грибы, высыпались из корзины.

5. Самостоятельная работа.

- Перед вами чистый альбомный лист. С помощью шаблонов составьте композицию натюрморта в технике «аппликация». Шаблоны представляют собой изображения предметов разных по величине, форме и назначению (предметы повседневного быта, овощи, фрукты).

- Ваша задача, составить композицию натюрморта, с учётом вышеперечисленных правил. (Музыкальный ряд)

6. Анализ и оценка работы детей.

- Подведём итог нашего урока.

- О каком жанре изобразительного искусства мы сегодня говорили?

- Что нового вы узнали о натюрморте?

- Какими правилами мы пользуемся при построении композиции натюрморта?

- Молодцы!

- И закончить наш урок хочу словами Блонделя

- «Конечная цель искусства - побудить делать людей то, что им нужно и осознать то, что они знают».

(Называю активно работавших на уроке детей, ставлю им оценки.)

7. Задание на дом.

Составить натюрморт из предметов кухонной утвари, выполнить набросок.

Размер:
8.51 Mb
Скачали:
17