Цель: дать представление об особенностях природы Антарктиды, о взаимосвязи жизни растений и животных.
Задачи:
Оборудование: карты Антарктиды (физическая, климатическая), иллюстрации природных объектов, проектор, мультимедийный экран, презентация об Антарктиде, документальный фильм "Неразгаданные загадки мира: Тайна Антарктиды", учебник.
Учитель: Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня не простой урок, а открытое внеклассное тематическое мероприятие. Вы не получите сегодня плохих отметок!
- В ваших дневниках появятся заслуженные пятерки и четверки.
- Слушайте и запоминайте! Смотрите и не говорите, что не видели!
- У Вас в конвертах на столах бумажные кусочки глобуса. Вы должны их правильно соединить, и тогда мы определим материк, к которому сегодня отправимся в путешествие.
- Какой материк получился? (Антарктида)
- Сколько материков на нашей планете? (ответы учащихся)
- Назовите материк самый холодный?
- Перед вами карта мира, покажите на этой карте материк Антарктида. Мы с вами проверим, как вы усвоили материал, который мы изучали на уроках ранее.
- Ваша задача дать правильный ответ.
- Каким цветом на карте обозначается Антарктида?
- Рельеф Антарктиды. (горный, равнинный)
- Что отсутствует на материке Антарктида? (жизнь)
- Антарктиду называют еще называют?
- Сколько длится полярная ночь?
- Кто и когда открыл Антарктиду?
- Антарктиду называют "материком за облаками". Почему?
- Представьте, что вы в Антарктиде. Расслабьтесь и оглядитесь вокруг. (звучит музыка)
- Что можно рассказать об Антарктиде? (учащиеся описывают свои представления)
- А сейчас внимание на экран. (Меняются фотографии Антарктиды, учитель сопровождает показ чтением стихотворения)
Таинственный полярный материк…
Угрюмо айсберги подходы сторожат
К его ледовой, неприветной кромке,
Здесь в ночь полярную и звезды не горят,
Задутые густой поземкой.
В горах тут труден и опасен путь:
Испробуй-ка нехватку кислорода,
Когда обрушится снегов крутая муть
И зверем завывает непогода!
(И. Ландо)
Учитель: В ясный солнечный день Антарктида выглядит величественно и даже не сурово, но это – холодная красота и обманчивый покой. Снег, лед, холод делают свое дело.
Антарктида – самый суровый материк земного шара
На окраинах материка, у побережья только летом можно увидеть мхи, лишайники, различные водоросли. Водоросли разных цветов создают красочные пятна, издали похожие на лужайки. Из-за сурового климата растений мало. Населяют этот материк и бактерии невидимые нашему глазу.
В Антарктиде нет летающих насекомых, птиц, зверей, которые добывают корм на суше. Все животные, обитающие на материке, находят пищу в море. Животные покрыты густым пухом, перьями. Их защищает и толстый слой подкожного жира, он помогает им сохранить тепло тела.
На побережье материка живут птицы. Этих птиц можно разделить на летающих, и не летающих (пингвины).
- А сейчас я предлагаю выйти по одному человеку с каждого ряда к доске, и с закрытыми глазами нарисовать пингвина.
- А мы все вместе будем поддерживать каждого представителя. (под музыку учащиеся рисуют на доске, дети поддерживают)
- Молодцы! Классные у вас получились пингвины. Устали?
- Давайте немного отвлечемся.
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (ходьба на месте)
- Молодцы, продолжаем наше мероприятие.
- Кто еще кроме птиц живет у побережья Антарктиды? (тюлени, киты)
- Красота Антарктиды безгранична и прекрасна, а все прекрасное должно охраняться. Природа Антарктиды охраняется международным договором.
- На ее территории нельзя строить промышленные объекты, военные базы.
- В договоре выделяются особые участки Антарктиды, где животный и растительный мир подлежит охране в первую очередь.
- Давайте мы с вами посмотрим документальный фильм "Неразгаданные загадки мира: Тайна Антарктиды". (обучающиеся высказываются по просмотренному фильму)
Ученики класса представляют интересные факты про Антарктиду.
Факты от учеников первого ряда
Факты от учеников второго ряда
Факты от учеников третьего ряда
Учитель: Видите, сколько интересных фактов мы с вами не знали про этот материк.
- Сейчас мы немного отдохнем и постараемся отгадать загадки, относящиеся к теме нашего урока.
Здесь, среди полярных льдин,
Важно топчется пингвин.
Этот материк безлюден,
И пингвин здесь в роли гида.
Он готов поведать людям,
Как прекрасна…
Не летает эта птица!
В Антарктиде между льдин
Ходит важно и гордится
Что одет во фрак …
Она на самом юге,
но там частенько вьюги.
Огромная и белая.
Есть там люди смелые,
Живут в домах на льдине.
Соседи их - пингвины.
Летают буревестники,
Бакланы, альбатросы.
Да плавают тюлени –
Полярные матросы.
- А теперь задание на смекалку. На каждом ряду находится кроссворд. Вам необходимо его правильно и быстро заполнить. (звучит тихая музыка)
- Сейчас мы с вами закрепим полученные знания в виде блиц-опроса:
1. Почти весь материк расположен в пределах южного полярного круга.
а) да;
б) нет.
2. Почти весь материк покрыт льдом, средняя толщина которого примерно равна 2000 м.
а) нет;
б) да.
3. Какова площадь Антарктиды?
а) 14 млн. км;
б) 54 млн. км.
4. Сколько процентов пресных вод Земли содержится в ледниковом панцире Антарктиды?
а) 80%;
б) 50%.
5. Как называются огромные ледяные плавающие горы, обломки материкового льда, сползающие в океан?
а) остров;
б) айсберг.
6. До 90% солнечного тепла, получаемого материком, отражается от снежного покрова?
а) нет;
б) да.
7. Почему Антарктиду называют "холодильником" Земли?
а) много снега;
б) самые низкие температуры.
8. Какое животное может быть символом Антарктиды?
а) тюлень;
б) пингвин.
9. Как называется свободные ото льда участки, где на поверхность выходят обнаженные скалы, показываются лишайники?
а) оазис;
б) гольцы.
- Вот и завершилось наше мероприятие.
- Я желаю вам успехов в учебе, а особенно - в изучении географии.
- Интересная наука, не правда ли?
- Я получила огромное удовольствие от общения с вами. До новых встреч, друзья!