Цели бинарного урока:
Тип урока: бинарный урок-проект с применением игровых технологий по обобщению и систематизации знаний.
- Мы живем в мире слов. Каждое слово непременно что-нибудь означает. Например, озеро - это "естественный, замкнутый в берегах водоем". Говоря об озерах вообще, мы включаем любое озеро в класс однородных объектов - предметов нашей мысли. Это имя нарицательное.
- А что такое Москва, Волга, Кавказ, Латвия, Антарктика и др.? А какие это имена?
- Это тоже слова языка - топонимы. (в переводе с греческого языка "названия мест"). Запишем этот термин.
- Так ли нам просто понять значения собственных имен?
- С именами собственными сложнее, но и их значения можно разгадать. Как вы думаете, как это можно сделать? Что найти?
- Происхождением имен занимается наука этимология. Запишем этот термин. С помощью этимологии можно проследить историю многих слов, хотя и не всех. Как вы думаете, почему не удается установить происхождение нескольких слов?
- Особое значение для этимологии имеют именно названия рек. Как вы думаете, почему?
- Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно привлечь свои знания истории и вспомнить, какое значение имели реки для людей?
- Как вы знаете, множество научных терминов имеют греческое происхождение. Нам уже известно, что в лексике русского языка есть синонимы, омонимы, антонимы. А какой термин обозначает названия рек? (Гидронимы – запишем этот термин)
- Как вы уже сказали, чтобы узнать происхождение имени собственного, нужно искать его истоки в созвучных именах нарицательных.
- Давайте попробуем это сделать.
Каменки, Река Лютая, Сухой Лог, Озеро Круглое, Клин, Долгое озеро.
- Для ученого-лингвиста это интересная задача. О каких особенностях этих водоемов мы можем получить информацию из названий?
- А что вы можете сказать о таких названиях?
Опочинк, Гвоздянка, Кипячий ручей, Налой, Понора.
- Как видите, не все называния имеют очевидный смысл. Тут-то, в таких трудных случаях, и начинается работа лингвиста. Приходится заглянуть в историю языка или языки иностранные.
- Посмотрим, какие же тайны кроются за этими названиями.
гвозд - лес, густой, дремучий, высокий.
Посмотрим на следующий рассказ:
"Кипячий ручей к Озереву. Когда стоишь спокойно - он спокойный, а стоит к нему подойти - он варачаться начинает, кипеть. Кипячий ручей - бабка меня водила глаза мыть, если они болели. Бросали монетку - он еще сильнее начинает кипеть".
Опоки - залежи мелового известняка.
Понора, понор - подземная воронка.
- Таким образом, мы видим, что далеко не всегда понять речные называния просто. Их расшифровкой и занимаются лингвисты.
- Лев Николаевич Толстой писал: "Люди похожи на реки". А сами люди когда-то верили, что и реки похожи на них своим строением. У рек тоже были глаза, рот, руки или, например, колено.
- Давайте найдем, каким терминам соответствуют эти обозначения. (работа со схемой, на которой показаны озеро, река, исток, устье, притоки)
Пояснение: если озеро круглой формы, то оно похоже на глаз; устье реки или узкий пролив вызывают ассоциацию с горлом. (к тому же и само слово устье происходит от устаревшего уста, то есть "рот"; излом реки, поворот, излучина - это колено)
- Чему мы не нашли соответствия? (Повторяем значения терминов исток, устье, озеро)
- Он этих слов в разных языках также происходят названия рек.
Лингвистические задачи. О каких частях реки идет речь?
- В названиях рек часто встречаются слова, обозначающие цвет. Давайте попробуем предположить, какими особенностями обладают реки, зная их названия. (Учащиеся самостоятельно восстанавливают соответствие)
- Как вы думаете, какие цвета в названиях рек встречаются чаще всего? (черный и белый)
- Это связано с многозначностью этих слов. Какие у них есть значения, помимо цвета?
- Какие характеристики могут соответствовать этим названиям? (Учащиеся самостоятельно восстанавливают соответствие)
- Помимо формы и цвета, названия рекам нередко давали и животные, обитавшие по их берегам. Названия могли сохраниться даже там, где исчезли следы обитания этих животных. Почему же современному человеку важна эта информация?
- Известно, что количество видов животных и растений, заносимых в Красную книгу, постоянно возрастает. Поэтому особенно важно знать былые ареалы того или иного вида: ведь расселение этого вида будет успешно проводиться главным образом в тех областях, в которых издавна существуют естественные благоприятные условия для его обитания.
- Если несколько веков назад были вырублены дубовые рощи, истреблены лоси, в реках перестали водиться ракушки-жемчужницы и прекратилась добыча жемчуга, - память о прошлом не исчезает совершенно. Она сохраняется в слове, даже если человек не помнит его происхождения.
- Жизнь каких животных особенно тесно связана с реками? (бобры)
- При переселении бобров из Воронежской области в Лапландский заповедник бобры самостоятельно разыскали одну из "бобровых" рек. Аналогичные особенности реакклиматизации бобров отмечались и в других регионах.
- На Алтае, где прежде в большом количестве обитали бобры (об этом говорят и названия рек), они вновь были выпущены в 1960-х гг. и широко расселились по разным рекам, в том числе и по реке Бобровке вблизи Барнаула
Экологическая задача
- Представим, что мы лингвисты, к которым за помощью обратились экологи. Они хотят узнать, берега каких рек лучше всего подходят для расселения следующих животных:
бобер, лось.
- Опираясь на названия рек, давайте поможем им решить эту задачу.
Словарик:
Маий (май) – в переводе с карельского – бобер.
Сатах – в переводе с грузинского – лось.
- Какие животные могли бы жить на берегах рек, названия которых мы не использовали? (тур, джейран)
- С помощью топонимии, в том числе и гидронимии, биолог Е.Л. Любимова установила былые ареалы следующих животных и птиц на Русской равнине: тура, зубра, соболя, росомахи, барсука, оленя, хомяка, сурка, лебедя, гагары, журавля, орла и др.
- Но не все так просто. Некоторые названия могут быть и не связаны с обитающими вблизи представителями животного мира. Попробуем догадаться, какие из этих названия действительно связаны с животными.
Озеро Волчье, река Таракановка, река Муравейка, Щучий ручей, Крабовая бухта.
- Реки Таракановка и Муравейка были названы по фамилиям помещиков, которым принадлежали близлежащие земли. Как вы думаете, почему они не могли называться так исконно? (по названиям насекомых реки не именовались, так как они не основной вид обитающей на берегу фауны)
- Специалисты научились выделять те гидронимы, которые бесспорно отражают былое или современное распространение фауны и флоры. А какие особенности местности выдают эти названия?
В заключение нашего урока поговорим об одной особенной реке. Если мы заглянем в рукописи античных ученых, там эта река будет зваться Ра, если отправимся, древние тюрки называли ее Итиль, татары Идел, чуваши Атǎл, казахи Едiл, но привычное нам ее название - … (Волга)
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какое значение имеет название самой важной для нас с вами реки?
Конспект бинарного урока на тему "Гидронимы" публикуется в сокращении. Полную версию работы вы можете скачать по ссылке ниже.