Разработка урока биологии в 5 классе "Химический состав клетки"

Цель урока: изучить химический состав клеток живых организмов, используя экспериментальный метод.

Оборудование: пробирки в штативе.

Реактивы: перманганат калия, уксусная кислота, гидрокарбонат натрия, перекись водорода (все вещества – в растворе).

Ход урока

Организационный момент

Учитель:
Биологию, друзья,
Не любить никак нельзя!
Очень важная наука,
Очень точная наука,
Это Биология!

- Доброе утро, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Улыбка - поцелуй души!
- Я рада, что у вас хорошее настроение, значит мы с вами дружно и активно поработаем. В этом я не сомневаюсь!
- Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии, которую вы позже сами назовете.

Мотивация урока

Посмотрим опыты:

  1. К раствору перманганата калия (фиолетовый раствор) приливаем раствор уксусной кислоты (бесцветный раствор). В результате наблюдаем красное окрашивание.
  2. К полученному в первом опыте раствору приливаем раствор гидрокарбоната натрия. В результате раствор стал зеленым.
  3. К раствору раствору перманганата калия приливаем раствор перекиси водорода. В результате раствор обесцветился.

Вопрос учащимся:

  • Что вы наблюдали? (опыты)
  • Что произошло у нас на уроке? (Превращения одного цвета в другой. Превращение одного вещества в другое)
  • Кто из вас знает какая наука изучает эти превращения? (химия)
  • Что означает выражение "Химия вокруг нас"? (ответы детей)

- На мой взгляд это утверждение не совсем точное, т.к. химия не только вокруг нас, но и внутри нас.
- Еще один вопрос, ответ на который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока: Из чего состоят все живые организмы? (из клеток)

- Какая же тема урока? (Химический состав клетки)
- Какую поставим цель? (Изучить химический состав клеток живых организмов, выявить роль веществ, входящих в состав клеток)

Актуализация знаний

Пользуясь учебником пробуем отвечать на мои вопросы и после этого попытайтесь составить схему, используя ответы на поставленные вопросы.

  • На какие две группы делятся все вещества, входящие в состав клеток? (неорганические и органические)
  • Какие 2 вида неорганических веществ входят в состав клеток? (вода и минеральные соли)
  • Какие 4 вида органических веществ входят в состав клеток? (белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты)

Проверяем варианты схем у доски.

Устно:

Найдите какую роль выполняют эти вещества в клетке: работа с учебником.

а) Вода - придает форму и упругость клетке, участвует в обмене веществ.
б) Минеральные соли – входят в состав межклеточного вещества, участвуют в обмене веществ между клеткой и средой.
в) Белки – входят в состав клеточных структур, принимают участие в регуляции жизнедеятельности клетки, обеспечивают запас энергии в клетке.
г) Углеводы – запас энергии в клетке, входят в состав оболочки.
д) Нуклеиновые кислоты –сохранение наследственной информации.

Физминутка

Делаем вывод: клетка – миниатюрная природная лаборатория, в которой образуются и претерпевают изменения различные химические вещества.

Учитель:
Из элементов химических состоят вещества
И в клетках различных творят чудеса.
Кипит там работа,
Идут превращения,

Названье таким превращеньям – явления.
И создают вещества органические,
Процессы те сложные, по сути – химические.

Закрепление материала

Ответы устно:

  • Общее название солей, содержащихся в клетке … (минеральные)
  • Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии ... (жиры и углеводы)
  • Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли ... (неорганические)
  • Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки ... (белки)

Рефлексия

- Все ли было понятно в течение урока?
- Какая часть урока показалась самой интересной?
- Какая часть урока вызвала затруднения?

- Какое у вас настроение после урока?
- Нарисуйте соответствующий смайлик.

Домашнее задание:

  1. Еще раз просмотрите записи по этой теме в тетради и учебнике.
  2. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании в них органических веществ.
  3. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. (Информацию можно взять из Интернета или магазина, воспользуйтесь помощью родителей)
Размер:
16.24 Kb
Скачали:
7