Технологическая карта урока биологии с презентацией для 5 класса «Многообразие и значение грибов»

Базовый учебник: И. Н. Пономарева, И. В. Николаев, О. А. Корнилова Биология: 5 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2015

Тип урока: комбинированный.

Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ресурсы: учебник, презентация, дидактический материал, компьютер, проектор.

Цель урока

Предметный результат

  • характеризовать строение шляпочных грибов;
  • подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые;
  • описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника;
  • объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин»;
  • распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника, объяснять значение грибов для человека и для природы.

Метапредметный результат

  • развития у учащихся мыслительных приемов: анализа, сравнения, умения классифицировать, выявлять общие и существенные признаки;
  • формирования навыков самостоятельной работы, практического и аналитического решения поставленных или самостоятельно сформулированных задач, умения работать в группах, развитие навыков контроля и взаимоконтроля;

Личностный результат

  • формирования умений управлять своей учебной деятельностью, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления;
  • развитие наблюдательности, трудолюбия, аккуратности и дисциплинированности.

Задачи урока

Образовательная: познакомить учащихся с многообразием Грибов, особенностями строения и жизни различных групп грибов.

Развивающая: расширить знания о царстве грибов, охарактеризовать роль грибов в природе и их значение для человека; развивать познавательный интерес, способствовать развитию речи, мышления, внимания, любознательности, умения работать с учебником, выделять главное.

Воспитательная: формировать навыки работы в коллективе (в группах или в парах), любви к природе, интереса к предмету через развитие творческой активности учащихся, воспитывать культуру учебного труда: навыки аккуратного ведения записей в тетради, оформления таблицы.

Структура и ход урока 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии

Приветствие.

Проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих, организация внимания и внутренней готовности.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

2. Постановка цели и задач. Мотивации деятельности

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности

1. Создает проблемную ситуацию:

Полезными или вредными для человека являются грибы?

2. Определяет тему  и цели занятия в сотрудничестве с обучающимися.

1. Ученики анализируют предложенный материал, высказывают свои предположения.

2. Формулируют тему и цели занятия.

3. Актуализация знаний

Цель: активизация мыслительных процессов, необходимых для проблемного изложения нового знания

Актуализирует знания о строении шляпочного гриба, о грибах как эукариотах:

Какие организмы называют эукариотами?

Из чего состоит тело шляпочного гриба?

Как питаются грибы?

1. Отвечают на вопросы.

4. Первичное усвоение новых знаний

Цель: обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

1. Шляпочные грибы – многоклеточные грибы с характерным строением тела. Грибы трубчатые и пластинчатые. Образование спор на стенках трубочек или пластинок. Многообразие шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Роль грибов в природе и их значение для человека. (Беседа с демонстрацией презентации, муляжей грибов).

2. Строение тела плесневых грибов. Мукор – типичный представитель плесневых грибов. Распространение плесневых грибов и их роль в природе. Значение открытия антибиотика пенициллина для человечества. (Беседа с элементами объяснения, демонстрацией презентации, микропрепаратов мукора и пеницилла).

3. Одноклеточные грибы – дрожжи. Размножение дрожжей почкованием. Высокая скорость роста и обмена веществ. Использование человеком грибов в хлебопечении, сыроварении, виноделии. Отдельные виды дрожжей – возбудители заболеваний человека, животных и растений. (Самостоятельная работа с текстом §14 и рис. 52 учебника, обсуждение).

4. Роль грибов в природе. Грибы – полезные симбионты. Грибы – участники круговорота веществ в природе. Грибы – паразиты культурных растений. (Беседа с  демонстрацией презентации, грибов-паразитов).

1. Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике.

2. Готовят микропрепарат плесневого гриба и рассматривают его в микроскоп.

3. Зарисовывают в тетрадь строение плесневых грибов и сравнивают их.

4. Отвечают на вопросы.

5. Первичная проверка понимания

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Вопросы для контроля:

1. Как устроено плодовое тело гриба?

2. Где образуются споры у шляпочных грибов?

3. Какие правила нужно знать, чтобы избежать отравления грибами?

4. Где обитают плесневые грибы?

5. Что такое антибиотик?

6. Как человек использует дрожжи?

7. Какова роль грибов в природе?

1. Отвечают на вопросы.

6. Первичное закрепление

Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

1. Организует работу в группах, дает задания группам, предлагает составить кластер по теме и представить его классу:

- Памятка «Юному грибнику»;

- Значение грибов в природе;

- Значение грибов в жизни человека.

2. Отвечает на вопросы учащихся.

1. Работают с текстом, иллюстрациями, схемами.

2. Изучают документ, анализируют информацию, делают записи в тетради.

3. Составляют и представляют кластер.

7. Контроль усвоения, коррекция ошибок

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

1. Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы.

2. При проверке задания помогает выявить и устранить недостатки.

1. Выполняют самостоятельно тест.

2. Проверяют по ключам ответы теста.

3. Выставляют оценку за выполненную работу.

8. Домашнее задание

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка записей

Изучить текст  § 14 учебника и выполнить задания в конце параграфа. Выполнить задания ______ в рабочей тетради.

 

Запись домашнего задания в дневник. Обсуждение домашнего задания, прослушивание инструктажа.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Что нового Вы узнали на уроке?

Какая часть урока Вам показалась наиболее интересной?

Можем ли мы использовать полученные знания в повседневной жизни?

 

Самооценка знаний «Светофор»

Красная – удовлетворительно;

Желтая – хорошо;

Зеленая – отлично.

Подводят итоги своей деятельности на уроке, сравнивают поставленную цель с полученным результатом.

Высказывают свою точку зрения.

Осуществляют рефлексию, результат которой выражают разноцветными карточками.

 

Автор: Миляков Сергей Владимирович, учитель биологии МБОУ «Гимназия № 10» г. Воронеж
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!