Задачи:
- выявить уровень усвоения знаний после изучения темы: "Африка";
- определить уровень умений работы с картами атласа;
- развивать интерес учащихся к предмету, творческие способности.
Оборудование: физическая карта Африки; иллюстрации, рисунки к теме, 2 контура материка; карточки с заданиями; грамоты, призы.
Состав команд: 5 человек.
Жюри: 4 чел., учащиеся 10-го класса.
Ход урока
- Мы приветствуем всех присутствующих в данной аудитории. Сегодня предлагаем отправиться в увлекательное путешествие.
- А чтобы узнать куда, посмотри на слайд
Раскалена от жара
Пустынная Сахара.
Зато среди саванны –
Слоны и обезьяны,
Львы, зебры и жирафики
Гуляют в жаркой … (Африке)
- Итак, куда мы отправимся? (ответы учащихся)
- Верно, тема нашего внеклассного мероприятия "Африка - самый жаркий материк".
- Попробуйте сформулировать цель нашего занятия.
Цель: повторить и обобщить знания учащихся о физико-географическом положении материка, его исследований, особенностях рельефа, климата, климатических поясов и природных зон, взаимосвязях между ними, об основных народах и расах, населяющих Африку.
Вводное слово учителя
- Сегодня на нашем мероприятии присутствуют гости, поэтому вы должны быть очень собранными и внимательными.
- Нам бы хотелось, чтобы вы показали свои знания, умения и творческие способности.
- Я приглашаю вас, отправится в путешествие.
- Соревноваться будут 4 команды. Капитаны, представьте, пожалуйста, свои команды.
- Всего будет 6 станций. За каждый правильный ответ дается по 1 баллу. Свои ответы капитаны команд будут записывать в маршрутные листы.
- В конце мероприятия мы подведем итоги, подсчитаем общее количество баллов, каждый из участников получит оценку за работу.
Остановка "Историческая"
- В 1498 году этот мореплаватель обогнул Южную Африку, прошел вдоль восточного побережью материка, первым из европейцев пересек Индийский океан и достиг берегов Индостана. (Васко де Гама. Португалия)
- Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней красивый водопад, названный им Виктория; описал верхние течение реки Конго (Заир), озеро Ньяса. Он очень хотел найти истоки Нила - великой реки, однако смерть помешала осуществить этот замысел. (Д. Ливингстон. Великобритания)
- В 1874 году была организована англо-американская экспедиция под руководительством этого исследователя. Путешественникам удалось завершить исследование озер Виктория и Танганьика, открыл древний горный массив Рувензори с убеленными снегами вершинами,исследовал верхние течение рек Конго и Нила. (Г.М. Стэнли. Великобритания)
Остановка Г.П.
- м. Игольный (34 ю.ш; 19 в.д)
- вулкан Килиманджаро (3 ю.ш; 38 в.д)
- озеро Чад (13 с.ш; 14 в.д)
- мыс Альмади (14 с.ш; 7 з.д)
Остановка "Высотная"
- 30,3 млн. км2 (S Африки)
- 6671 км (длина р. Нил с Кагерой)
- 1435 м (глубина оз. Танганьика)
- 5895 м (высота вулкан. Килиманджаро)
- 60 000 км2 (S оз. Виктория)
- +58° (самая высокая t°, г. Триполи)
Остановка "Климатическая"
Определите названия поясов
- Температура круглый год составляет +26°, +28° градусов, за год выпадает более 2000 мм осадков, которые равномерно распределяются в течение года. (Экваториальный пояс)
- Средняя годовая температура около 20°, проявляются ее сезонные колебания. Выделяются две климатические области: средиземноморского типа климата и с равномерным увлажнением. (Субтропический пояс)
Остановка "Водная"
1. "Найди белую ворону"
а) Нил, Нигер, Ньяса, Конго.
б) Виктория, Шари, Чад, Таганьика.
в) Сенегал, Оранжевая, Лимпопо, Шари.
Ответы: а) Ньяса, б) Шари, в) Сенегал.
2. Какие река, озеро спрятаны?
а) наоржвеая;
б) бзеизам;
в) агьнтаиак.
Ответы: а) Оранжевая, б) Замбези, в) Таганьика.
3. Эти три самых больших озера Африки, которые находятся на востоке материка, иногда называют Великими Африканскими озерами.
Ответ:Виктория, Таганьика, Ньяса.
Остановка "Биологическая"
- Мухи, переносчики сонной болезни? (Цеце)
- Какое животное тропиков легко меняют свой цвет? (хамелеон)
- Крупная нелетающая птица? (страус)
- Африканская длинноухая лиса? (фенек)
- Когда деревья экваториального леса сбрасывают листву? (в течение всего года)
- Какое дерево растет на гербе Сенегала? (баобаб)
- Какие ноги у жирафа длиннее - передние или задние? (передние)
- Какая существует связь между: кистью, пятаком и ухом? (кистеухая свинья)
Жюри подводит итоги. Награждение команд.
Рефлексия
- Я узнал на уроке...
- Мне было интересно...
- Мне понравилось...
Иванова О.Н., учитель географии
Afrika.rar
Размер:
16.82 Kb