Классный час: Слово лечит, слово ранит.

Цель:

- вооружение учащихся нравственными ориентирами при построении деятельности, общения и взаимоотношений, формировании основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

- вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах, традиционно действующих в нашем обществе;

- познакомить учащихся с многообразием поступков совершаемых взрослыми и детьми, что позволяет увидеть и осознать их проявления;

- сформировать на этой основе установку на реализацию правил нравственного поведения через выбор действия, способа общения и поведения;

- прививать учащимся стремление к нравственному совершенствованию и вооружать их соответствующими способами нравственного взросления.

Ход мероприятия

Ведущий: Верно говорят, что «слово лечит» и «слово ранит». Одним словом можно человека поддержать, расположить к себе, а другим -  обидеть и оттолкнуть. Слово соединяет людей, но оно же способно и разъединять. Подобно взгляду, жесту и интонации, им надо пользоваться осторожно, умело, заранее предвидя, какое впечатление и воздействие оно может произвести на другого человека. Это только кажется, что грубое слово нечаянно сорвалось  с губ. На самом деле тот, кто грубит, как правило, знает, что тем самым ранит человека. А как велика сила слова, несущего одобрение, вселяющего веру, выражающего симпатию, нежность, любовь! 

Притча:

«Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой.

Но не каждый верил Мастеру. Одни искали подтверждения среди друзей, другие снисходительно улыбались, третьи раздумывали, как бы проверить эту теорию... Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:

Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: "Бог, Бог, Бог"? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: "Грех, Грех, Грех"? Ерунда эта твоя сила Живого Слова!

Сядь на место, глупец! - отрезал Мастер.

Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться еще больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум. Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:

- Прости меня... я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило оскорблять тебя.

Ученик тут же успокоился.

- Вот всем вам и ответ, - подытожил Мастер. - От одного слова человек пришел в ярость, от другого -  успокоился. Хорошая притча, не правда ли?

У разных народов сложено много пословиц и поговорок о влиянии слова на человека. «Слово — не обух, а от него люди гибнут», - поговаривали на Руси.

Узбекская мудрость: «Раны излечивает доброе слово и песни».

Ведущий: Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о влиянии слов на человека?

Внимание на экран! Перед вами на экране будет появляться часть пословицы, ваша задача - продолжить её!

1. От учтивых слов язык (не отсохнет).

2. Доброму слову и (кошка рада).

3. Ласковые слова слаще (мёда).

4. Как аукнется, (так и откликнется).

5. Каков голосок, (таков и отголосок).

6. От пустого слова (травинка не зеленеет).

7. Язык мой - враг мой, (прежде ума рыщет, беды ищет).

8. Рана от сабли заживает, (рана от слова – нет).

9. Клевета (вреднее яда).

10. Язык бездельника (никогда не бездельничает).

11. Кстати промолчишь (что большое слово молвишь).

12. Доброе слово опускает саблю, (доброе слово режет сталь).

13. Слово пуще стрелы ( разит).

14. Сказанное слово — серебряное, а не сказанное — ( золотое).

15. Не по словам судят, ( а по делам).

16. Слово не воробей, (вылетит не поймаешь).

17. Сказанного слова (не вернёшь).

18. От теплого слова (и лед тает).

Ведущий: Слово может больно ранить человека. Я хочу показать вам кадры из фильма «Чучело». В провинциальную школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева, Лена селится у своего деда-художника, коллекционировавшего картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме, которого в городке недолюбливают за его замкнутый образ жизни. Так же с неприязнью встречают и новую одноклассницу. И только Дима Сомов, мальчик, в которого влюблены почти все девчонки класса, оказывает новенькой поддержку. Их дружба, переросшая во влюблённость, вскоре даёт трещину из-за трусливого поступка Димы. Ребята всем классом прогуливают урок, пойдя на кино. В разговоре один на один с классной руководительницей Дима выдаёт тайну. В наказание ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго и трепетно готовились. Лена делает признание, что это она проговорилась, в результате чего она становится изгоем, все ученики объявляют ей бойкот, ей дают кличку Чучело. Лена долгое время надеется, что Дима вот-вот признается в своей вине. Правду знают ещё двое, парочка, прятавшаяся под партой во время разговора Димы с учительницей, но они предпочитают не вмешиваться. Надежды, вера и любовь Лены к Диме рушится, когда тот участвует в сжигании чучела, изображающего девочку. В итоге Дима всё же берёт вину на себя, но Лена вынуждена покинуть город. Ленин дедушка оставляет свою коллекцию картин в дар городу.

В народной мудрости и науке, в разных религиях и просто на практике, много моментов связанных с пользой и вредом слова. Казалось бы, что такое слово? Простое сочетание букв - скорее всего так считают люди бросающиеся словами как чем-то пустым. Какие же слова для каждого из нас ценны, близки сердцу и уму? Обратим внимание на международные исследования ученых, которые определили порядок приоритетов различных жизненных ценностей. Профессиональные психологи и доморощенные манипуляторы знают такие простые истины, а остальным полезно учитывать указанную закономерность. Вот как эти ценности отражаются в речи:

1-е место - «Я»,

2-е место - «Имя»,

3-е место - «Хочу»  (желания и интересы человека),

4-е место - «Хороший»  (осознание и преподнесение своих сильных сторон),

5-е место - «Пол» (признание со стороны представителей противоположного пола),

6-е место - «Был-Есть-Буду» (уважение к прошлому, принятие настоящего, надежда на будущее),

7-е место - «Имею право»  (осознание и заявление своих прав),

8-е место - «Должен» (осознание своих обязанностей).

Независимо от того, вдумываемся ли мы или нет в смысл слов, которые произносим - они проявляют свою силу. Научившись управлять словом, мы можем действовать во благо себе и окружающим. Действуя словом, мы можем управлять жизнью, судьбой. Берегите чувства близких людей, будьте внимательны к своим словам.

Ведущий: ребята, я предлагаю вам послушать сказку.

Рассказчик: В одной деревне жила женщина с четырьмя детьми. Однажды она заболела и не смогла утром встать с кровати.

Мать: Милые дети, я очень больна. Утром вы вылили из ведер всю воду. Скорее возьмите кувшин и бегите к колодцу!

Первый сын: Ведь я тебе сказал, что у меня ботинки промокают.

Второй сын: Ты забыла, что у меня шапка дырявая.

Девочка: Какая ты смешная, мама! Разве я могу бежать за водой, когда мне надо делать уроки?

Рассказчик: Глаза матери наполнились слезами. Младший сын, увидев, что мать заплакала, схватил кувшин и хотел сбегать за водой, но споткнулся о порог, упал, больно ударившись. От обиды и боли мальчик бросил кувшин на пол и разбил его. Прошло немного времени, дети забыли о просьбе матери и убежали гулять.

Мать: Хоть бы мне превратиться в какую-нибудь птицу! Хоть бы у меня выросли крылья. Улетела бы я от таких плохих детей!

Рассказчик: И мигом совершилось чудо, больная женщина превратилась в кукушку и вылетела в окно.

Младший сын закричал: Братишки, сестрица, наша мама стала птичкой и хочет от нас улететь.

Все дети: Куда ты, мама?

Мать: Улетаю от вас!

Все дети: Мамочка! Вернись домой, мы сразу принесём тебе воды.

Мать: Поздно, детки! Я уже не человек, я птица. Не могу я вернуться.

Рассказчик: Птица взмахнула крыльями и пропала. Вернулись дети в свой дом, но дом показался им совсем пустым, потому, что не было в нём матери.

Вопросы ученикам после прослушивания сказки:

Почему мама улетела от своих детей?

Чем дети обидели свою маму?

Какое слово дети должны были сказать своей маме?

Если бы они вовремя сказали её добрые слова, то она не улетела бы от них.

Ведущий:

Ах, как нам добрые слова нужны.

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Ведущий: Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.

Ведущий: Не только лекарства помогают человеку выздороветь, но и слова. Не зря говорят: «Доброе слово, что ясный день».

Выведем своеобразное кредо: я - исключение, моя речь - это мое зеркало, моё достоинство. С меня начинается честь и культура России.

Свобода ошибочно расценивается некоторыми как возможность вести себя вопреки всем правилам и нормам морали. Грубое поведение часто ненаказуемо юридически, но при этом наносит тем, кто становится объектом оскорбления, значительный моральный ущерб. Как ни странно, складывается впечатление, что люди привыкают к сквернословию. Бранные, а часто и нецензурные слова стали частью нашей жизни. Мы слышим их и на работе, и в транспорте, и в магазине. Нередко такие выражения вылетают из уст молодых людей. В их речи уже практически не осталось табу:

Корова толстая, не можешь быстрее двигаться!? — срывается нетерпеливый клиент.

Дура тупая, сосчитать что ли не можешь!? — орет на молодого бухгалтера ее начальник.

Идиот, куда ты едешь, ослеп что ли? — кричит в автомобильной пробке один из водителей соседу по несчастью.

Одно - два оскорбления — и целый день может быть безнадежно испорчен, несмотря на то, что вы стройны как газель, умеете достаточно быстро и без калькулятора считать в пределах тысячи, водите автомобиль в течение двадцати лет и зрение имеете орлиное. Но когда вас прилюдно обижают, а готового ответа на оскорбление не находится, самооценка может стремительно упасть.

Так давайте подготовимся к возможной ситуации заранее. И в тот момент, когда она возникнет, будем во всеоружии.

Попытаемся понять: почему люди оскорбляют друг друга?

Грубияны, которые стремятся унизить другого, нередко сами страдали или страдают от того же. Чтобы подняться в собственных глазах, они попирают окружающих. Поэтому одним из вариантов защиты от нападок такого человека может быть мысленное представление его маленьким ребенком.

Вспомните детишек, которые плачут и буянят в магазине, если мама не покупает им игрушку. Вы ведь, скорее всего, пожалеете такого малыша. Так и со взрослым грубияном: как только вам станет его жалко, ваше раздражение пройдет само собой.

Может быть, оскорбившего вас человека в детстве не любили и даже били родители. Воспитание, основанное на авторитарном отношении к ребенку, еще и в сочетании с побоями, приводит к снижению самооценки. Даже став взрослым, человек настолько неуверен в своих силах и способностях, что предпринимает массу усилий по снижению самооценки у окружающих, лишь бы не показаться глупее, слабее или позволить усомниться в его компетентности. Это происходит неосознанно. Такие люди нередко бывают деспотичны и им необходима публичность, поскольку зрители являются свидетелями их власти.

Зачастую грубияны не желают, да и не умеют признавать свои ошибки, и находят сотни обвинений в адрес окружающих, чтобы оправдать себя. Скорее всего, они тиранят семью или сотрудников (подчиненных).

Тем, у кого нервы крепкие, можем предложить проигнорировать проявление хамства — молча выслушать нахала и заняться своими делами. Спроецируйте эмоции «противника» на него же: «Эта ситуация ко мне не имеет отношения. Это его проблемы, а не мои. Это не я некомпетентен, а он несостоятелен». Но только не говорите этого вслух. Прилюдного унижения такие люди не терпят.

Часто первым порывом бывает желание ответить тем же, чтобы скрыть свой гнев, замешательство или страх. Оскорбили тебя — оскорби в ответ. Однако такая тактика, скорее всего, приведет к новому витку конфликта. Слово за слово — вот и скандал.

Не опускайтесь до уровня хама. Если вы единожды сумеете тем или иным способом дать ему отпор, это повысит вашу самооценку и научит управлять своими эмоциями, а также поможет почувствовать себя сильным и уверенным.

Первый способ остановить словесный поток грубияна — изменение темпа вашей речи и тембра голоса. Прием работает практически безотказно: начинайте говорить медленно, низким (как бы утробным) и тихим-тихим голосом.

При этом глядите своему собеседнику прямо в глаза. Произносите все слова неторопливо и плавно, нараспев. Можно начать в том же темпе и с такой же громкостью, что и ваш оппонент, но по ходу речи замедлять ее скорость и снижать тембр голоса. Последний прием необходимо тренировать, но он приносит отличные результаты.

Вызовите своим поведением удивление у вашего оппонента. Ведь он привык получать негативную реакцию в ответ на свои выпады. Если реакция будет нейтральной или даже позитивной («хорошо, вы правы, сейчас все уладим»), это его обезоружит и заставит умолкнуть.

Поразите хама, задав ему неожиданный вопрос. Например: «Не подскажете ли, сколько сейчас времени в Рио-де-Жанейро?» Такие фразы способны разрядит даже самую напряженную обстановку и защитят ваше достоинство.

Маленький хит-парад обидных слов.

Слово шаромыжники пришли в Россию из Франции во время Отечественно: войны 1812 года. Господа французы, отступая и попрошайничая, обращалис к русским – шер амии (дорогой друг). Так их и прозвали - шерамыжниками. Позже слово превратилось в шаромыжника по аналогии с диалектическим "шаром-даром".

А слово "урода" - по-польски Красота. Так даже польский журнал мод назывался.

10 место: Идиот. Происхождение слова в высшей степени благородное. Греческое "Идиотэс" означало вовсе не дурень, а "частное лицо". В языке византийского христианского духовенства этим словом обозначали мирянина, нецерковника, а так как мирян не уважали, слово приобрело негативный оттенок.

9 место: Олух произошло от "волоха" (пастух). Так что если назвали "пастухом царя небесного", это даже комплимент.

8 место: Болван — в древнерусском "массивная глыба", "скала".

7 место: "Подлец" в польском языке означало "простой, незнатный человек".

6 место: Поганец (пришло из латыни)- селянин. Деревенский житель.

5 место: Кретин (из латыни) - христианин.

4 место: Слово "скотина" произошло от германского "Скат". Оно первоначально означало "деньги", "богатство", "сокровище". "Сволочами" в древнем русском языке называли людей, которые собрались (то есть сволоклись) в какое-то определенное место. Это слово - однокоренное со словом "волость".

3 место: Не относилось к бранным словам и слово "негодяй". Оно обозначало "рекрут, непригодный к воинской службе".

2 место: Иной смысл имело и слово "зараза". Если бы так лет 250 назад назвали девушку, она бы не обиделась, а поблагодарила бы за комплимент. В те времена фраза "Какая вы зараза!" означало "Какая вы прелесть, само очарование!"

1 место: Слово "ряха" не имело никакого отношения к лицу. Это было определение опрятного, аккуратного человека. Теперь же осталось одно "неряха", а антоним почему-то приобрел совершенно неожиданный смысл.

Ведущий: Выяснилось, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации, в конце концов, приводящие к вырождению. Во время отборной брани корежатся и рвутся хромосомы. То есть бранные слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье, вызвать болезнь, но и убить человека.

Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит себе и своему потомству. Человеческие гены "слышат" мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде. Скверные слова негативно воздействуют на генетический код матершинника, фиксируются в нем, становясь проклятием, падающим на собственную голову и определяющим плохую наследственность.

В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России эти заболевания существуют.

Уральский ученый Геннадий Чеурин утверждает, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Чеурина: "о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов" проверяли несколько НИИ - столичный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось!

Вместе с коллегами ученые в лаборатории в целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода - только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии. Все это еще раз доказывает негативное воздействие сквернословия на здоровье человека и окружающих. Актуально поговорить и о психосексуальных последствиях сквернословия. Если человек при выбросе отрицательной энергии вспоминает половые органы, то это оказывает на них негативное влияние. Поэтому матерщинники рано приобретают урологические и психосексуальные заболевания.

В популярном сериале "Звездные войны" не раз звучала мысль, которая, собственно, и стала ключевой и наиболее значимой для миллионов фанатов этого фильма: "Страх ведет к гневу, гнев ведет к ненависти, а ненависть - Темная Сторона Силы". Эти слова доступно объясняют, как действуют неразрешенные проблемы на человека и его окружение. Как мы уже говорили, сквернословие - проблема внутренней неуверенности в себе. А уверенный в себе человек, наоборот, не станет использовать нецензурные выражения, чтобы отстоять свои позиции. Именно неуверенность способна породить гнев и заставить человека сквернословить с поводом и без повода. А это, в свою очередь, наполняет мир человека ненавистью, озлобленностью, где любая проблема вызывает срыв, ругань и обиды. Так что чем чаще вы будете тренировать себя разговаривать вежливо и не опускаться до площадной брани, тем больше вы и люди вокруг вас будут проникаться к вам уважением.

Именно Слово ведет за собой людей и рождает таланты, открывает людям сердца и ранит больнее брошенного камня. Словом можно возродить погибающую Душу, но можно и загубить на корню последнюю надежду.

Именно Слово лечит раны и сеет светлые семена в сердцах людей, заставляет их подняться, когда силы на исходе, и если речь действительно хороша, то она способна заставить человека забывать обо всем, избавляться от комплексов, психологических барьеров или боли, плакать и смеяться, слушать и слышать.

Кто стремится к жизни,

Кто желает долгих лет благополучия, —

Береги язык свой от злословия,

А уста от обманных речей.

Размер:
3.12 Mb
Скачали:
353

Метки к статье: Классный час, презентация