«Час занимательного русского языка» для 5 - 7 класса

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Час занимательного русского языка» для 5 - 7 класса

Цель:

- расширить знания учащихся о русском языке, о правилах употребления слов и форм слов;
- развивать умение работать в группе, отвечать друг за друга, активизировать мыслительную деятельность;

- прививать интерес к изучению языка.
Оформление: эпиграф, портрет Тургенева.

 

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык -
это клад, это достояние, переданное нам нашими предками.
И. С. Тургенев.

Ход мероприятия

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проводим игру «Час занимательного русского языка».В этой игре вы пополните свои знания о русском языке, сможете блеснуть уже имеющимися у вас. Я прошу разделиться на две команды: «Морфология», и «Орфография».

Наша игра будет состоять из нескольких туров.

«Разминка»

Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.
1. Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла)
2. Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо. (Клей)
3. Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы)
4. Обвершка строения или крыша (Кровля)
5. Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок)

6. Нарушение равновесия в жизненных отправлениях. (Болезнь)
7. Общее название всякого твердого ископаемого, кроме твердых металлов, или крупица, королька (Камень)
8. Куча, толпа насекомых (Рой)
9. Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст)
10. Отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери для езды. (Ворота)

Конкурс «Что это?»

Продолжаем наши испытания для команд. Сейчас им предстоит угадать, о чем идет речь:
1. В Африке этот фрукт считается одним из самых эффективных средств. Африканские знахари считают плод панацеей от цинги., болей в сердце, гипертонии. Сок этого фрукта с медом помогает при гриппе. Что это за фрукт? (лимон)

2. Это фруктовое дерево впервые завез в Италию в 1840 г. Неаполитанец Мишель Тенор. Растение сове название получило в Китае из – за того, ч то плоды его были доступны лишь богатым. Этот фрукт очень любим детьми. В России он считается новогодним фруктом. Что это за фрукт? (мандарин)

3. Существовало такое поверье: отвезешь в лес вечером миску с этим пареным овощем – утром на том же самом месте найдешь слиток золота. Так щедро заплатят гномы за любимое лакомство. В России этот богатейший витаминами и каротином овощ употребляется в пищу уже 4 столетия. Он используется для супов, борщей, в салатах и др. (морковь)

4. Родиной этого овоща считается древний Вавилон. Однако к нам название его пришло из греческого языка – от слова «сеуклон». Этот овощ у древних персов считался символом ссор, раздора и сплетен. На Руси же издавна почтительно относились к нему. Сок этого овоща применяли в лечебных целях. Без этого овоща не получится всем известный винегрет. Что это за овощ ? (свекла)

5. Этот двухэтажный хлеб с маслом носит имя лорда, жившего в 18 веке. Лорд был страстным игроком и мог проводить целые дни за карточным столом. Чтобы не прерывать игру даже во время обеда, он стал приносить с собой два кусочка хлеба, намазанные маслом, с вложенным между ними кусочками мяса. Его примеру последовали партнеры, а вскоре этот бутерброд пересек границы Великобритании и стал известен во всем мире. Как называется этот бутерброд? (сэндвич)

6. Этим столовым прибором человек пользуется 700 – 800 лет. Во времена средневековья его изготавливали из дорогостоящего металла – золота, серебра, или слоновой кости. Поэтому он употреблялся только на столах знатных людей. В России этот предмет как обязательную принадлежность стола ввел Петр 1. Что это за столовый прибор? (вилка)

«Ребусы, ребусы, ребусы»

Решите следующие задачи:
1. Отделите плод от растения. СОШИСНШАКА
2. Растворите белое в прозрачном СВОАДХАРА
3. Уберите горячее – останется холодное. КИАПЯСТОБЕКРГ
4. Найдите друга и врага Буратино. МИБАЛЗЬВИИЛИНОА
5. Зачеркните ядовитое - оставьте съедобное. ПООПГАНЕНОККА.

«Редакторы»

Сейчас вы увидите сочинение школьника, который очень редко посещает уроки русского языка, не учит правил, обращается с языком небрежно.
Прочитайте текст. Отредактируйте его: исправьте речевые ошибки. Перепишите текст без ошибок.
Жытье тиграф.
Однажды тигр родил тигрят и ушла добычу доставать и приказал детям не кого не баяца они потомушто если вы будете бояца они вас седят будти астарожны и тигрица начяли бисица кусать царапать друк друга.

«Исправляй - ка»

Нужно внимательно прослушать предложение, определить непрвильное слово и изменить его правильным.
1. Машу маслом не испортишь (кашу)
2. Уменье – свет, а неуменье – тьма (ученье)
3. Лес рубят, кепки летят (щепки)
4. Икра стоит свеч (игра)
5. Всяк жулик свое болото хвалит (кулик)
6. Все пороги ведут в Рим (дороги)

7. Аппетит проходит во время еды (приходит)
8. Готовь сени летом, а телегу зимой (сани)
9. Ждать у горя погоды (моря)
10. Знает мошка, чье мясо съела (кошка)
11. Блин клином вышибают (клин)
12. Проще жареной репы (пареной)

«Что написано пером, того не вырубишь топором»

Задание: каждый участник пишет небольшой диктант. Диктант оценивается по 5-балльной системе.

Диктант

Я люблю уроки русского языка. На них мы учимся понимать силу и красоту русской речи.
Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Автор: Шрайбер Надежда Леонидовна, учитель русского языка. ГУ «Тенизовская основная школа отдела образования акимата Мендыкаринского района»
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.