Цель урока: показать, как история страны преломляется и отражается в поэме Анны Ахматовой "Реквием".
Задачи:
Оборудование: ПК, презентация, музыкальное сопровождение ("Реквием" В. Моцарт), запись голоса Аанны Ахматовой, читающей поэму "Реквием".
– Добрый день, ребята! Подготовьтесь к уроку, проверьте все ли ваши учебные принадлежности на месте.
- Сегодня наше занятие пройдет в форме "В поэтической Мастерской".
- Мастерская поэта - это его словотворчество, будем работать по группам (инструктаж групп), для начала оцените в своих группах первоначальный уровень подготовки к занятию, критерии оценки у вас на столах, результаты работы занесите в оценочные листы.
Мы входим в мир, как в двери мастерской.
Мы можем сделать его лучше, красивее,
Потому что в каждом человеке заложена потребность к творчеству.
Творческого вдохновения всем нам!
Чтение преподавателем портретных описаний Ахматовой.
- О ком эти слова и кому они принадлежат?
Не человечески мила
Ее дремота.
От ангела и от орла
В ней было что-то.
(Цветаева М.)
Нежнее нежного твое лицо,
Белее белого твоя рука.
От мира целого ты далека.
И все твое от неизбежного.
От неизбежного твоя печаль
И пальцы рук неостывающих,
И тихий звук неунывающих речей,
И даль твоих очей.
(О. Мандельштам)
- Послушайте еще одно высказывание об Ахматовой Сергея Городецкого.
В начале века профиль странный,
(Источен он и горделив),
Возник у лиры. Звук желанный
Раздался, остро воплотив
Обиды, горечь и смятенье
Сердец видавших острие,
Где в неизбежном столкновенье
Два века бились за свое.
- "Странное соединение хрупкости и власти объясняется сложностью времени, в котором жила Ахматова, тем адским переплавом веков, где помогает выжить лишь мужество мучеников." (С. Городецкий)
- О каком времени идет речь? И как можно сформулировать тему нашего сегодняшнего разговора? Обратите внимание на эпиграф к занятию, читаю с доски
Эпиграф
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был…
(Анна Ахматова)
Из распечаток отдельных слов учащиеся формулируют тему: история, трагедия, народ, страна, поэма. Формулируют тему в группах, озвучивают, соотносят с моей.
- Итак, верно. Тема занятия "Исторический масштаб и трагизм поэмы А.А. Ахматовой "Реквием". Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой"
- Откройте рабочие тетради, запишите число и тему.
- Зная тему занятия, сформулируйте цель, а исходя из цели, спланируйте нашу деятельность на занятии. (Свой план креплю на доску напечатанным)
Вхождение в образ
Запись результатов в тетрадь.
- Итак, кто же она такая Ахматова?
- Запишите имя Анна Ахматова.
- Кто помнит настоящую фамилию? (Горенко)
- Подберите слова, сходные с ним по звучанию. (работа в группах)
- Что означает имя Анна? (Благодарность)
- Что получилось у вас? (запись на доске лучших вариантов от групп)
- Сравните и дополните моими, вот какие созвучия получились у меня. (работа в тетрадях)
Открываю доску: ангел, снег, горе, странная, излом, страдание, материнство, страна господня, смятение, вздох.
- Напишите слова, словосочетания, фразы, т.е. смысловые ассоциации, возникающие в вашем воображении, когда мы произносим имя Анны Ахматовой. (опираясь на материал прошлого занятия по биографии и творчеству поэта, материал изученной статьи учебника Обернихиной)
Запись на доске: Ахматова - судьба страны и судьба своего народа, столкновение эпох, любовь к людям, горе матери, вина перед сыном, смертная тоска по счастью, христианское всепрощение, безмерная любовь к России, сопричастность к миру, неутихающая боль и память.
- Итак, ребята, Первый этап вхождения в образ посредством смысловых ассоциаций в рамках работы нашей Мастерской завешен.
- Как называется этот прием? (индуктор)
- Индуктор состоялся.
- формулирование проблемного вопроса;
- спорного тезиса.
Социоконструкция – работа в группах.
"Презентация образов"
Социализация – выступление в группе каждого и от группы одного, осуществляется социальная проба.
Демонстрация образов: (можно демонстрировать с использованием рисунков, фото, репродукций картин): жест, движение, рисунок, звук, символ.
- Вам в помощь портреты Ахматовой.
Создание синквейна "Ахматова" (от групп)
Горе горше и на губах – Ахматова…
Матери сердце в людских сердцах
Болью распято!
(зачитывают свои от каждой группы)
Работа с индуктором
Выбор ключевого понятия.
- Работа с текстом произведения, составление схемы.
Выбор ключевого понятия по теме - "Трагизм"
Итог
- Мы повторили пройденный материал.
- Ребята, сегодня мы поговорим о трагедии в поэме, в жизни станы этого периода, в судьбе Ахматовой.
- Слово "трагизм" - какие ассоциации вызывает это слово, напишите ряд существительных. (боль, горе, слезы, страдания, плач, ужас)
- На прошлом уроке мы с вами знакомились с жанром и композицией поэмы Анны Ахматовой "Реквием" по материалу учебника.
- Прежде, чем мы вспомним особенности жанра и композиции этого произведения, я хочу, чтоб вы прослушали музыкальный отрывок.
- Ваша задача – прослушав, попробовать определить название музыкальной композиции и ее автора. (звучит отрывок из произведения Моцарта "Реквием")
– Итак, кто догадался, как называется эта композиция и кто ее автор? (Это отрывок из произведения "Реквием" Моцарта)
– Правильно. Это музыкальное произведение называется "Реквием", принадлежит знаменитому австрийскому композитору Вольфгангу Амадею Моцарту.
- Это одно из любимых произведений Анны Андреевны.
– Какое настроение рождает это музыка? (Торжественное, скорбное, печальное)
- Правильно, А. Ахматова не случайно дала своей поэме такое название.
– Вспомните, что значит слово "реквием", на прошлом уроке мы с вами говорили об этом.
В толковом словаре Ожегова дается два определения слова "реквием":
- Совсем непросто складывалась история создания и публикации поэмы. Кто расскажет о том, как шла работа над поэмой "Реквием"? (Студентка зачитывает заранее подготовленное сообщение по теме)
Работа публикуется в сокращении, скачать полную версию вы можете по ссылке ниже