Сценарий "По следам "Записок юного врача" Михаила Булгакова

Сценарий содержит полезную информацию о писателе и о его сборнике "Записки юного врача".

Материал можно использовать на занятиях литературы, чтобы обучающиеся смогли представить себя в качестве персонажей и выразить свои актерские способности.

Сценарий

Ведущий: Считается, что из врачей получаются хорошие писатели, потому что они обладают особым знанием человеческой природы. В случае Булгакова этот случай подтверждается.

Студент 1: Закончив гимназию в 1909г., выбрал Булгаков профессию врача. Вечный маяк впереди - университет. М.А. Булгаков с отличием закончил медицинский факультет Киевского университета, но врачом проработал недолго.

- За годы учебы на медицинском факультете М. Булгаков прослушал около 40 дисциплин, прочитанных видными биологами и медиками. Естественно, что такой багаж профессиональных знаний и умений не мог пропасть даром. Художественные произведения Булгакова несут на себе отпечаток полученного образования и, хотя и не долгой, врачебной деятельности.

Студент 2: 1916-й год – идет первая мировая война… С мая по сентябрь он работает в полевом прифронтовом госпитале сначала в городке Каменец-Подольском, затем в Череповцах. В сентябре 1916 года Булгакова отозвали с фронта и направили в село Никольское Смоленской губернии, в земскую больницу, чему в дальнейшем посвятит свои произведения.

Студент 3: В написанных в 20-е годы "Записках юного врача" смоленский период жизни Булгаков рисовал в достаточно светлых тонах. Главный герой нес просвещение (не всегда успешно) темным, необразованным крестьянам, исцелял их от недугов, а службу в земстве осознавал, как некую высокую миссию.

Исследователь: Многие считают, что цикл рассказов М.А. Булгакова "Записки юного врача" полностью автобиографичен и не имеет ценности как художественное произведение, так как рассказывает лишь о профессиональном становлении Булгакова-врача. Но такая точка зрения недопустима, когда дело касается произведений такого писателя, как Михаил Афанасьевич Булгаков.

Редактор: Что представляла собой медицина в 1916 году?
- В каких условиях предстояло Булгакову работать, мы узнаем из "Записок юного врача". "Записки юного врача" - цикл, состоящий из рассказов "Полотенце с петухом", "Крещение поворотом", "Стальное горло", "Вьюга", "Тьма египетская", "Пропавший глаз" и "Звездная сыпь".

- Все эти рассказы в 1925-1926 гг. публиковались в московском журнале "Медицинский работник", а также ("Стальное горло") в ленинградском журнале "Красная панорама".
Экскурсовод: Итак, за окном 1917 год. Попробуем окунуться в атмосферу будничного утра молодого врача, который только что приехал в земскую больницу, чтобы начать работать.

Издалека звучит народная песня. Общая комната в земской больнице. Одна дверь ведет на улицу, другая во внутренние помещения. Стук копыт. Ржание подъезжающей лошади. Голоса на улице:

- Здорово, Трофимыч!
- Дохтура вот привез.

- Да куды прешь, одежу сыми, чай больница.
- Дохтура – это хорошо…

Входят два очень замерзших и уставших человека: Молодой врач и Возница. Врач изо всех сил пытается разжать занемевшие пальцы. У Возницы в руках чемодан, который он передает Молодому врачу. Руки врача не слушаются, чемодан падает ему на ноги, но он не реагирует.

Доктор: В два часа дня 16 сентября 1917 года выехали из Грачевки, а в два часа пять минут 17 сентября того же 17-го незабываемого года я оказался в Мурьевской больнице.
- Сознаюсь, что в порыве малодушия я проклинал шепотом медицину и свое заявление, поданное пять лет тому назад ректору университета.

- И пока умираешь медленною смертью, видишь одно и то же… Справа горбатое обглоданное поле, слева чахлый перелесок, а возле него серые драные избы, штук пять или шесть. И кажется, что в них нет ни одной живой души.

Молодой врач: Прощай, прощай надолго, золото-красный Большой театр, Москва, витрины... ах, прощай.
- Шум за дверью. Женские голоса. Возница. Доктора вам привез. (Уходит)

Из дверей внутреннего помещения вбегают две женщины. Акушерка и Фельдшерица. Застывают при виде столь молодого врача. Пауза.
Акушерка: Здравствуйте… товарищ доктор.

Фельдшерица: Уж мы вас ждем, ждем... (Недоверчиво рассматривают нового врача)
Доктор: Мой юный вид отравлял мне существование.

Экскурсовод: А вот и внутренние помещения больницы. Молодой Врач, уже отогретый и переодетый, в сопровождении женщин знакомится с местом своей будущей практики.
Молодой врач: Гм… однако, инструментарий у вас прелестный. Гм...
Доктор: При этом назначение очень многих девственно блестящих инструментов было мне вовсе неизвестно. Я их не только не держал в руках, но даже, откровенно признаюсь, и не видел.

Акушерка: Как же-с, это все стараниями вашего предшественника.
Фельдшерица: Леопольда Леопольдовича.
Акушерка: Он ведь с утра до вечера оперировал.

Доктор: Тут я облился прохладным потом и тоскливо поглядел на зеркальные сияющие шкафики. Засим мы обошли пустые палаты.
- Третье достижение легендарного Леопольда: шкаф был битком набит книгами. Одних руководств по хирургии на русском и немецком языках я насчитал бегло около тридцати томов. А терапия!

Молодой врач: Я же предупреждал, что хочу идти вторым врачом. Нет. Они улыбались и говорили: "освоитесь". Вот тебе и освоитесь.
- А если грыжу привезут? Объясните, как я с ней освоюсь? И в особенности, каково будет себя чувствовать больной с грыжей у меня под руками? Освоится он на том свете...

Доктор: А гнойный аппендицит?
Молодой врач: Га!
Доктор: А дифтерийный круп у деревенских ребят?

Молодой врач: Это – когда трахеотомия показана? Да и без трахеотомии будет мне не очень хорошо...
Доктор: А роды! Роды-то забыл!
Молодой врач: Неправильные положения. Что ж я буду делать? А? Какой я легкомысленный человек! Нужно было отказаться от этого участка. Нужно было... Достали бы себе какого-нибудь

Леопольда: Мечется по кабинету. Видит себя в зеркало. Нервно смеется.
- Я похож на Лжедмитрия… Все хватит. Надо успокоиться... Так-с... Прием, они говорят, сейчас ничтожный. В деревнях мнут лен, бездорожье...

Экскурсовод: А вот кажется что-то неладное. Только приехал, а уже…

Шум, грохот, голоса за дверью. Врывается крестьянин без шапки, в расстегнутом полушубке, со свалявшейся бородкой, с безумными глазами (Отец пострадавшей девушки). Он крестится, валится на колени, бухается лбом в пол.

Отец (с перекошенным лицом, захлебываясь, бормочет прыгающие слова): Господин доктор... господин... единственная, единственн... единственная! Ах ты, господи... Ах... За что?
- За что наказанье?.. Чем прогневали? (Заламывает руки и опять бухает лбом в половицы, как будто хочет разбить его)

Молодой врач: Что? Что случилось?!
Отец: Господин доктор... что хотите... денег дам... денег берите, какие хотите. Какие хотите. Продукты будем доставлять... только чтоб не померла. Только чтоб не померла.
- Калекой останется – пущай. Пущай. Хватит прокормить, хватит.

Доктор: Пропал я…
Молодой врач: Что?.. Что? говорите!
Отец (вдруг сник и шепотом, как будто по секрету): В мялку попала...

Молодой врач: В мялку... в мялку?.. Что это такое?
Отец: Лен, лен мяли... господин доктор... мялка-то... лен мнут...

Доктор: Вот начало. Вот. О, зачем я приехал!
Молодой врач: Кто?
Отец (шепотом): Дочка моя. Помогите!

Фельдшерица и Акушерка стремительно делают перестановку, и вот уже место действия – операционная.
Отец (бросается к лежащей девушке): Дочка!
Акушерка: В операционную вам нельзя.

Вытаскивает отца за дверь и возвращается. Из-за двери все время доносятся звуки обезумевшего от горя отца. Молодой врач, еле передвигая неслушающиеся ноги, подходит ближе к столу и заглядывает за простыню.

Доктор: То, что я увидал, превысило мои ожидания. Левой ноги, собственно, не было. Начиная от раздробленного колена, лежала кровавая рвань, красные мятые мышцы и остро во все стороны торчали белые раздавленные кости.

Фельдшерица: Да.
Акушерка: Да.

Молодой врач берет руку девушки. Щупает пульс.
Доктор: Вот как потухает изорванный человек, – тут уж ничего не сделаешь.
Молодой врач (вдруг сурово, не узнавая своего голоса): Камфары.

Акушерка: Зачем, доктор? Не мучайте. Зачем еще колоть? Сейчас отойдет... Не спасете.
Молодой врач (тоном, не терпящим возражений): Попрошу камфары...

Акушерка со вспыхнувшим, обиженным лицом сейчас же бросилась выполнять.
Доктор: Умирай. Умирай скорее, – умирай. А то, что же я буду делать с тобой?

Фельдшерица: Сейчас помрет.
Доктор: Она лежала, как труп, но она не умерла. Неужели же не умрет? Неужели придется...

Все светлело в мозгу, и вдруг без всяких учебников, без советов, без помощи я соображал – уверенность, что сообразил, была железной, – что сейчас мне придется в первый раз в жизни на угасшем человеке делать ампутацию. И человек этот умрет под ножом. Она молчит. Ах, почему она не умирает? Что скажет мне безумный отец?

Молодой врач (чужим голосом): Готовьте ампутацию.
Доктор: Прошло четверть часа. Как может жить полутруп? На бедрах Анна Николаевна гладила бугры, набухшие от физиологического раствора. А девушка жила.

Я взял нож (раз в жизни, в университете, я видел ампутацию). Я умолял теперь судьбу, чтобы уж в ближайшие полчаса она не померла… "Пусть умрет в палате, когда я окончу операцию…"
Я кругообразно и ловко, как опытный мясник, острейшим ножом полоснул бедро, и кожа разошлась, не дав ни одной росинки крови.

Молодой врач (тихо себе): Сосуды начнут кровить, что я буду делать?
Фельдшерица: Что?
Молодой врач: Торзионных пинцетов!

Доктор: Я срезал громадный кус женского мяса и один из сосудов – он был в виде беловатой трубочки, – но ни капли крови не выступило из него. Я зажал его торзионным пинцетом и двинулся дальше.

Я натыкал эти торсионные пинцеты всюду, где предполагал сосуды. Торзионные пинцеты висели гроздьями. Их марлей оттянули кверху вместе с мясом, и я стал мелкозубой ослепительной пилой пилить круглую кость… "почему она не умирает?.. Это удивительно… ох, как живуч человек!" И кость отпала.

Молодой врач: Еще, еще немножко… не умирай, – потерпи до палаты.
Доктор: Потом вязали лигатурами, потом, я стал редкими швами зашивать кожу… но остановился, осененный, сообразил… оставил сток… вложил марлевый тампон… Пот застилал мне глаза, и мне казалось, будто я в бане…

Сценарий публикуется в сокращении. Скачать полную версию вы можете по ссылке ниже

Размер:
39.8 Kb
Скачали:
22

Метки к статье: СПО