Разработка урока на тему "Проблема нравственного выбора в пьесе В.С. Розова "Вечно живые"

Вступительное слово учителя

Автор пьесы - русский советский драматург и сценарист В.С. Розов (1913-2004). Лауреат Государственной премии СССР (1967). Автор более 20 пьес и 6 киносценариев, в том числе пьесы "Вечно живые", с которой началась жизнь театра "Современник".

Пьеса посвящается тем, кто не вернулся с войны, тем, кто отдал свою молодость, любовь, жизнь, защищая родину. Эта пьеса о молодом поколении, чьи судьбы обожгла война.

Стихотворение Д. Самойлова (фрагмент)

Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые

Песня "До свидания, мальчики" (видеофрагмент)

Война поставила человека перед сложным нравственным выбором.

Что же такое нравственный выбор? (ответы учащихся)

Нравственный выбор - это борьба между плохим и хорошим, правильным и неправильным, честным и бесчестным, эгоистическими желаниями и стремлением помочь людям. В конечном счете, это всегда выбор между добром и злом

О какой проблеме тогда пойдет речь? (О проблеме нравственного выбора в жизни человека)
Итак, тема: "Проблема нравственного выбора в пьесе В.С. Розова "Вечно живые".

Что мы должны выяснить? (Совместная постановка цели: Как автор решает данную проблему в пьесе?)
Цель: выяснить авторское решение проблемы нравственного выбора.

Задачи:

  • проанализировать пьесу "Вечно живые" В.С. Розова с нравственно-этической точки зрения;
  • развивать навыки анализа образа – персонажа и устной речи;
  • воспитывать чувство патриотизма.

Для этого обратимся к изображению молодых героев в пьесе.
Назовите их: Борис (25 лет), Вероника (18 лет), Марк (27 лет), Владимир (21 год).

Аналитическая беседа по содержанию пьесы

Перед каким нравственным выбором поставила героев война?
Какой выбор каждый из них для себя сделал и почему?

Какой нравственный выбор для себя сделал Борис Бороздин?

Ответ: Между долгом и чувством он выбрал долг (добровольцем уходит на фронт, хотя ему полагалась бронь) и ценой своей жизни спасает бойца - Владимира Ковалева. "Если я честный, я должен быть там".

"Я не могу жить прежней жизнью, беспечно веселиться в часы, когда по нашей земле идет смерть. Ты поймешь это, моя родная Белочка. Бывают дни и минуты, когда наша частная жизнь, пусть очень счастливая, становится ничтожной перед жизнью всех нас, всего народа, всей страны."

Какие нравственные качества можно отметить в этом герое (Любовь к родине, верность гражданскому долгу, мужественность)

Какой нравственный выбор сделала для себя Вероника (Белка)? (Не дождалась Бориса, думала, что он пропал без вести, вышла замуж за Марка, которого никогда не любила. "Я никогда не любила… Мне было восемнадцать лет, и у меня все перепуталось в голове…")

Как объяснить ее поступок? (Отчаяние, тоска, гибель родителей, депрессия, потеря смысла в жизни. "Я умираю, Анна Михайловна… … Я все потеряла. Мне ничего не надо…")
Можно ли сказать, что она предала любовь? (Дискуссия)

Чувствует ли она свою вину перед Борисом за свой поступок?

Ответ: Да. "Она совершила ошибку, так она сама же и казнит себя, еле живет", - говорит Федор Иванович. "Когда-нибудь я заверну ее (белку) и уйду тихонько одна, на самый край света". Она презирает Бориса и расстается с ним, когда узнает, какой ценой он получил бронь.

"Ты меня извини, но я презираю тебя… Неужели ты думаешь, что Борис, который любил науку не меньше, чем ты музыку, даже больше - да-да-да, больше, - изменил ей, когда ушел на войну? "Трус, трус, трус! А Боря… Боря - сам!"

Любит ли она Бориса по-прежнему?

Ответ: Ты и представить себе не можешь, кем был для меня Борис. Нет, не был, а есть. Ночью, когда все спят, я разговариваю с ним, и он всегда дает мне ответы. Черты его лица уходят из памяти… и это не беда.

Я люблю его, Володя! И жизнь свою хочу прожить хорошо! Я сейчас все время спрашиваю себя: зачем я живу? Зачем живем мы все, кому он и другие отдали свои недожитые жизни? И как мы будем жить?"

"Кончится война, и я поеду туда". ("Западная окраина Смоленска, около высоты ноль шесть" - место, где похоронили Бориса)

Задание учащимся (выполняется в группах)

Попробуйте высказать свои предположения о том, как сложится дальнейшая жизнь Вероники. (Прием "Древо предсказаний")
Как вы поступили бы на ее месте? Почему? (Дискуссия)

Какой нравственный выбор делает для себя Марк Бороздин?

Ответ: "Я музыкант! Я плевал на эту войну!" Марк покупает себе броню, чтобы не идти на фронт. Он думает о себе, оправдывая свой поступок великой целью - служением искусству. "Сделать ему броню на этот раз будет ну просто невозможно. Броня у него кончается через три месяца, а в армию сейчас берут и берут - подчистую вымахивают… Он даже деньги от вас предлагал…",- говорит о Борисе Чернов Федору Ивановичу

Что вы можете сказать о нравственном облике Марка? (Эгоист, циник, бесчестный ,бессовестный. "Это ведь из-за тебя Бориса убили. Это тебе надо жить потихоньку",- говорит Борис Владимиру. "Ты что, считаешь, что за тебя, за твое благополучное существование кто-то должен терять руки, ноги, глаза, челюсти, жизнь?.. А ты - ни за кого и ничто!" - говорит ему Бороздин.

Как вы думаете, есть ли у него шанс на духовное возрождение? (Дискуссия)
Какой нравственный выбор сделал для себя Владимир Ковалев?

Ответ: Идет на фронт, война закалила его, он возмужал, стал мудрее. "Вы напрасно трусите… Конечно, страшно… Ну что же делать? Я не жалею, что повидал всякое. Думаю, поумнел. До войны я что знал? Дом да школа… Ну, стадион еще…

В общем, маменькин сынок… А там, знаете, люди просто особенные. Меня один все портянки учил накручивать - колхозник пожилой… терпение имел… научил… А когда в окружение попали, наше подразделение сибиряки отбивали… спасли, а то бы нас всех в кашу. Нет, не жалею… Да и когда ранило - вытащили".

Итак, как же автор решает проблему нравственного выбора в своей пьесе?

Ответ: Он заставляет своих героев совершать поступки, которые проявляют их моральные качества. Ведь война шла не только с фашизмом, но и война внутри себя, со своей совестью, со своими убеждениями, принципами, взглядами, привычками.

И каждый из этой войны с самим собой должен извлечь для себя очень важные нравственные уроки, сделать свой нравственный выбор: остаться подлецом или стать героем, идти на фронт или отсидеться, спасать жизни людям или наживаться на общем горе.

Заключительное слово учителя

Вот уже почти 80 лет прошло со Дня Победы, но память о тех страшных днях не стареет и не умирает, а значит, и те, кто не вернулись с войны, навсегда останутся в нашей памяти вечно живыми.

Рефлексия

  • я поняла, что…
  • я почувствовала, как…
  • меня удивило, что…
  • мне захотелось…
  • свои знания я применю…

Песня "Журавли"
(видеофрагмент из фильма "Летят журавли")

Домашнее задание

Написать письмо одному из героев пьесы.

Размер:
36.94 Kb
Скачали:
17

Метки к статье: СПО, литература