Конспект урока "Производственный травматизм и расследование несчастных случаев на производстве"

Цели урока:

  • обобщить теоретические знания о производственном травматизме, расследовании и учете несчастных случаев на производстве, закрепить изученный материал;
  • выработать умения и навыки организации работ по расследованию, оформлению актов о несчастном случае;
  • формирование у учащихся, будущих руководителей среднего звена, ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих людей.

Материально-техническое оснащение урока: фотографии, схемы, бланки, мультимедийный проектор, слайды, спецодежда, шины, медицинская аптечка, кушетка

Ход занятия

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка посещаемости.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

Опрос учащихся по пройденному разделу "Производственный травматизм, расследование и учет несчастных случаев на производстве" с использованием слайдов.

  1. Дайте определение несчастному случаю?
  2. В каких случаях травмы и иные повреждения здоровья считаются производственными?
  3. Виды и квалификация несчастных случаев?
  4. Какие НС с на производстве подлежат расследованию?
  5. Порядок действий, если сотрудник получил травму?
  6. Цель анализа травматизма и и виды травматизма?
  7. Что входит в компетенцию гос.инспектора труда?
  8. Задачи комиссии по расследованию НС?
  9. Для чего в охране труда предусмотрены знаки безопасности?

Тестовые вопросы

1. Вознаграждение за труд в соответствии с его сложностью, количеством и качеством:
а) заработная плата;
б) премия;
в) командировочные расходы;
г) депозит;
д) калькуляция.

2. Как называется двухстороннее соглашение между работником и работодателем, заключаемое в письменной форме с указанием обязанностей работника и работодателя?
а) Индивидуальный трудовой договор;
б) коллективный трудовой договор;
в) договор о купле-продаже;
г) доверенность;
д) подрядный договор.

3. Каким актом оформляется каждый несчастный случай на производстве?
а) В-2;
б) Н-2;
в) Н-1;
г) К-1;
д) С-2.

4. Как называется средство, обеспечивающее комплексную автоматизацию производственных увеличить и обезопасить производительность труда на предприятиях?
а) роботизация;
б) механизация;
в) использование улучшенных механических инструментов;
г) использование электрифицированных инструментов;
д) модернизация производства.

5. Как называется комплекс мероприятий по охране, рациональному использованию и восстановлению живой и неживой природы?
а) охрана труда;
б) безопасность жизнедеятельности человека;
в) техника безопасности на территории НГ предприятия;
г) охрана окружающей среды;
д) производственная санитария.

6. В скольких экземплярах заполняется форма Н-1?
а) 5;
б) 1;
в) 4;
г) 3;
д) 2.

7. Сколько лет хранится на предприятии акт о несчастном случае?
а) 45;
б) 25;
в) 36;
г) 50;
д) 55.

8. Как называется производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию?
а) неопасный производственный фактор;
б) опасный производственный фактор;
в) вредный производственный фактор;
г) производственный фактор повышенной опасности;
д) тяжелый производственный фактор.

9. Как называется воздействие на работающего опасного производственного фактора при выполнении работающим трудовых обязанностей?
а) несчастный случай на производстве;
б) профессиональное заболевание;
в) опасный фактор;
г) несчастный случай в быту;
д) предаварийная ситуация.

10. В течении какого времени проводится вводный инструктаж по ТБ и ОТ?
а) 2–3 часов;
б) 8–10 часов;
в) 5 часов;
г) 20 минут;
д) 6–7 часов.

Учащиеся сверяют правильность ответов с ответами на тесты на слайде.

Обобщение и закрепление материала

Довольно часто в организациях происходят несчастные случаи с работниками. Причины этого - несоблюдение техники безопасности, необеспеченность средствами индивидуальной защиты, использование устаревшего оборудования и т.д. Несчастный случай - непростое испытание для любой организации, потому как необходимо оформить целый ряд документов.

Порядок расследования и учет несчастных случаев и иных повреждений здоровья работников на производстве определен Правилами, утвержденных постановлением Правительства РК 3 марта 2001 г. № 326 с изменениями от 4 июля 2001г. №916.

Ролевая игра "Расследование несчастного случая на производстве"

Мы восстановили в памяти теоретическую часть урока, необходимую для проведения ролевой игры. Цель ролевой игры выработать умения и навыки организации работ по расследованию, оформлению актов о несчастном случае, оказанию первой медицинской и доврачебной помощи.

Задание
На нефтебазе при ремонте резервуаров произошел несчастный случай: рабочий сорвался с лестницы. Провести расследование несчастного случая.

Учащиеся распределяют между собой должности и обязанности: инженер по ТБ и ОТ, лаборант, медработник, заведующий резервуарным парком, работники резервуарного парка, государственный инспектор труда.

На расследование отводится 10 минут. За это время учащиеся, в рамах отведенных ролей выполняют должностные обязанности согласно инструкциям по расследованию несчастного случая на производстве.

Первая медицинская и доврачебная помощь

Первая медицинская и доврачебная помощь - это комплекс экстренных мероприятий, проводимых пострадавшему или больному на месте происшествия и в период доставки его в лечебное учреждение

Первая медицинская и доврачебная помощь включает в себя следующие мероприятия:

  • Немедленное прекращение воздействия внешних повреждающих факторов (электрического тока, высокой или низкой температуры, сдавления тяжестями) и удаление пострадавшего из неблагоприятных условий, в которые он попал. (извлечение из воды, удаление из горящего или из загазованного помещения)
  • Оказание первой медицинской или доврачебной помощи пострадавшему в зависимости от характера и вида травмы, несчастного случая или внезапного заболевания. (остановка кровотечения, наложение повязки на рану, искусственное дыхание, массаж сердца и т.д.)
  • Организация скорейшей доставки (транспортировки) пострадавшего в лечебное учреждение.

Оказание первой медицинской помощиОказание первой медицинской помощи

При оказании первой медицинской помощи следует придерживаться следующих принципов:

  • все действия оказывающего помощь должны быть целесообразными, обдуманными, решительными, быстрыми и спокойными;
  • прежде всего следует оценить обстановку и принять меры к прекращению воздействия вредно действующих на организм факторов;
  • быстро и правильно оценить состояние пострадавшего. Этому способствует выяснение обстоятельств, при которых произошла травма или внезапное заболевание, времени и места возникновения травмы. Это особенно важно, если пострадавший находится в бессознательном состоянии. При осмотре пострадавшего устанавливают, жив он или мертв, определяют вид и тяжесть травмы, было ли и продолжается ли кровотечение;
  • на основании осмотра пострадавшего определяют способ и последовательность оказания первой медицинской помощи;
  • выясняют, какие средства необходимы для оказания первой медицинской помощи, исходя из конкретных условий, обстоятельств и возможностей;
  • оказывают первую медицинскую помощь и готовят пострадавшего к транспортировке.

Учащиеся показывают комплекс экстренных мероприятий, проводимых пострадавшему или больному на месте происшествия: при травматическом шоке, ушибах, растяжениях и переломах, кровотечениях, прекращении сердечной деятельности, поражении электрическим током.

Первая помощь при поражении электрическим токомПервая помощь при поражении электрическим током

Ситуационные вопросы

Ситуация № 1
При изготовлении на фуговальном станке деревянной рукоятки к молотку взамен сломавшейся электрослесарь получил травму. Администрация строительной организации отказала пострадавшему в составлении акта по форме Н-1 на том основании, что указанная работа ему не поручалась. Обоснован ли отказ в составлении акта Н-1?

Ситуация № 2
Во время обеденного перерыва на голову работника, находящегося в санитарно-бытовом помещении предприятия, упали часы, висевшие на стене много лет, в результате чего сотрудник получил травму Несчастный случай был квалифицирован как связанный с работой и оформлен актом произвольной формы. Правомерны ли действия работодателя?

Ситуация № 3
Шофер, находясь в состоянии алкогольного опьянения, на крутом повороте превысил скорость, в результате чего машина опрокинулась и загорелась. Водитель и находившийся в кабине работник, сопровождавший груз, получили тяжелые ожоги. Связан ли этот случай с производством?

Ситуация № 4
Дежурный электромонтер в соответствии с графиком производил осмотр воздушной электролинии вне территории предприятия и при этом получил травму. Связан ли этот случай с производством?

Расположите знаки безопасности по группам:

  • Основные группы знаков безопасности.
  • Комбинированные знаки.
  • Групповые знаки.

Ситуация № 6
Сотрудник организации был направлен в служебную командировку в другой город. К месту работы он следовал железнодорожным транспортом. Во время следования на железной дороге произошла катастрофа. Относится ли данный случай к производству?

Ситуация № 7
Гражданин Кадыров в поисках работы забрел на строительный объект, на котором организация производила строительно-монтажные работы. Рабочие попросили его оказать им помощь в установке деревянной балки.

Кадыров стал им помогать. Во время установки балка сорвалась и ударила Кадырова по голове, в результате чего он получил черепно-мозговую травму. Является ли произошедший с Кадыровым несчастный случай производственным?

Ситуация № 8
Гражданка Косарева, являющаяся главным специалистом по маркетингу, была направлена организацией, в которой она работала, на тренинг по командообразованию, проходивший в выходной день. Во время тренинга Косарева (как и предусмотрено программой) проходила по бревну на высоте шести метров от земли.

Оступившись, она упала на подстраховочную сетку. В результате падения Косарева получила закрытый перелом правой плечевой кости. Признают ли этот случай страховым и получит л Косарева страховые выплаты?

Подведение итогов урока

  1. По окончании расследования комиссия по расследованию НС передает заполненные документы гос. инспектору труда. Гос. инспектор труда изучает документы, делает выводы, дает заключение по ходу расследования и выставляет баллы участникам ролевой игры;
  2. Медработник дает оценку учащимся по оказанию первой медицинской и доврачебной помощи. Экспертная комиссия дает заключение по расследованию несчастного случая на производстве, оказанию первой медицинской помощи;
  3. Член экспертной комиссии преподаватель спецдисциплин выставляет баллы за ответы на ситуационные вопросы и домашнюю работу.
  4. Выставление оценок учащимся: на основании выставленных баллов экспертной комиссией по каждому этапу урока.

Задание на дом

  1. Написать эссе на тему: Каким должен быть современный специалист?
  2. Разработать мероприятия по устранению причин НС на нефтебазе.
Размер:
41.74 Kb
Скачали:
8

Метки к статье: СПО, конспект урока

<
Аватар пользователя
Admin

28.06.2023

С связи с постоянным усложнением технологических процессов, ростом автоматизации труда, на первое место выходит обеспечение безопасности на производстве. Для подготовки специалистов и руководителей по охране труда, обучение дистанционно по всей РФ проводится в специализованных учебных центрах дополнительного образования, имеющих аккредитацию Минтруда.
Добавить комментарий