Информационные технологии и Blended Learning в обучении иностранному языку

Развитие современного общества в эпоху информатизации характеризуется применением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности человека, в том числе в сфере образования.

Мышление современных преподавателей все еще тяготеет к абстрактно-логическому, поскольку наше поколение выросло на традиционной системе обучения, идущей от Я.А. Коменского, на книге как основном источнике знаний.

Для традиционной системы свойственен вербальный стиль изложения учебного материала. Мышление же современных студентов тяготеет к образно-эмоциональному, то есть усваивается лишь эмоционально-значимая информация. Кроме того, современному студенту свойственно фрагментарно-клиповое сознание, формирующееся под воздействием ускоренного темпа жизни, клиповости информации, которые приводят человека к необходимости использования упрощенных схем мышления.

Предъявление учебного материала без образной основы не способствует его эффективному усвоению, для каждой темы желательно разрабатывать видеосопровождение. Технологии, снимающие барьеры восприятия, соответствующие стилю мышления студентов, – это ИКТ, которыми должны владеть преподаватели, чтобы сделать процесс обучения иностранному языку наиболее рациональным и эффективным.

Кроме того, при использовании данных технологий наиболее глубоко и полно реализуются дидактические принципы обучения:

  1. принцип наглядности – при использовании ИКТ появляется возможность наглядно представить разнообразные понятия и абстрактные закономерности и модели;
  2. принцип доступности и посильности – рассматриваемые технологии открывают принципиально новые возможности в реализации данного принципа, так как современные программы дают возможность ставить задачи возрастающей трудности;
  3. принцип индивидуализации обучения – современные технологии открывают возможности каждому студенту построить индивидуальный маршрут обучения, преимуществом современных технологий и альтернативной информации является то, что процесс ее восприятия всегда индивидуализирован, студент может усваивать ее в удобном режиме и темпе, она предполагает наличие собственной мотивации, поскольку смотрится лишь то, что интересно и привлекает внимание;
  4. принцип сознательности – студент с помощью современных технологий может наиболее оптимальным образом организовывать свое обучение;
  5. принцип активности – применение инновационных технологий неотъемлемо от самостоятельной активности студента по поиску необходимой информации в сети Интернет, выполнению различных заданий и т.д.

ИКТ способствуют качественно новому уровню взаимодействия преподавателя и студента. Они изменяют роль и функции преподавателя, который из источника новых знаний превращается в инструктора и консультанта. Данные технологии повышают активность студента путем включения его в различные виды деятельности по поиску информации, оперированию знанием и применению добытых знаний. ИКТ оптимизируют учебный процесс и мотивируют студента к образовательной деятельности.

Однако, несмотря на значительные достоинства цифровых средств обучения, они не могут полностью заменить преподавателя, а только создают условия в творческой форме реализовать некоторые аспекты иноязычной деятельности как на практических, так и на внеаудиторных занятиях, а также индивидуализировать учебный процесс.

В сочетании с ИКТ, наиболее подходящим направлением обучения иностранному языку считаю использование элементов технологии "смешанного обучения" (blended learning).

Термин "Blеnded learning" в основном относится к опыту интегрирования в традиционный учебный процесс (аудиторные face-to-face занятия) технологий дистанционного, компьютерного и веб-ориентированного обучения

Занятия могут проходить следующим образом: обучающиеся посещают традиционные занятия в аудитории и получают задания для самостоятельной работы в определенной программе (например: презентация в Power Point; программы для изучения лексики; аудио- и видеолекции на YouTube) или на онлайн платформе. (в своей практике использую "ЯКласс")

Дистанционная работа над темой может проводиться как индивидуально, так и с группами обучающихся. При этом минимальна роль преподавателя, который частично контролирует и, если необходимо, консультирует обучающихся. (консультации могут проходить очно и в программе Zoom)

Основная задача преподавателя при реализации элементов смешанного обучения заключается в работе по распределению учебного материала, то есть необходимости определить, какие задания будут выполняться при работе в аудитории и что обучающиеся будут изучать самостоятельно, какие задания подходят для индивидуальных занятий, а какие - для групповой работы и т.д.

Не только от студента, но также и от преподавателя зависит, чем будет занято время, отведенное на самостоятельную работу, как именно распорядится им обучающийся. Известно, что к сети интернет обучающиеся обращаются, чтобы получить справочную информацию, найти полезные литературные источники, узнать о новинках кинематографа и музыки, пообщаться в социальных сетях.

Роль преподавателя состоит в том, чтобы также обратить внимание обучающихся на действительно ценные и полезные сайты в интернете, специально разработанные для изучения иностранного языка, а также интегрировать обучение по таким интернет - программам в процесс традиционного обучения.

В своей образовательной деятельности использую, например, уроки и задания из базы сайта www.breakingnewsenglish.com. Эти уроки созданы на основе последних новостей в разных сферах (Business English, Environment, Health, Issues, Lifestyle, People/Gossip, Technology, World News) и предлагаются для изучения по 6 уровням сложности с дополнительными вопросами и упражнениями для самопроверки.

Предлагаемые упражнения являются большей частью языковыми, предназначенными для формирования навыков говорения, а также часть упражнений является речевыми, которые предназначены для формирования умений на основе сформированных навыков. Большая часть упражнений выполняется на основе пройденного лексико-грамматического материала, только в завершающих упражнениях содержатся задания с проблемной ситуацией, отражающей жизненный опыт обучающихся и знакомые им ситуации общения.

На сайте есть функция прослушивания, выбрать можно из 5 возможных скоростей воспроизведения темпа речи. На сайте есть функция "Диктант", позволяющая прослушать отдельные предложения и записать их в отведенной для этого форме.

При этом можно воспользоваться клавишей "hint", позволяющей в случае затруднения увидеть первую букву в слове или все слово целиком. При проверке появляется счет (score), показывающий насколько успешно задание было выполнено. Представлены задания на множественный выбор, пропущенные слова, перепутанные предложения, нахождение соответствий. Можно подобрать задания по интересу и силам, поэтому данный ресурс считаю очень удачным.

Итак, цифровые образовательные технологии при смешанном обучении применяются для интенсификации процесса обучения иностранным языкам, повышая информативность, интерактивность и эффективность обучения.

Использование ИКТ позволяет сделать процесс обучения иностранному языку мобильным, адаптировать его под потребности каждого студента, учитывая его уровень знаний, а также скорость и способ усвоения информации. Доступ к необходимым материалам через сеть интернет делает процесс обучения удобным и знакомым, так как студенты много времени проводят онлайн, и возможность общаться и обучаться в знакомом для них режиме повышает мотивацию.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!