Методическая разработка учебного занятия по ОБЖ "Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта"

Цель: обучить студентов мерам антитеррористической защищенности.

Задачи:

  • изучить понятие террористическая угроза, освоить правила безопасного поведения при угрозе террористических актов;
  • рассмотреть основные мероприятия по защите студентов при угрозе террористического акта в здании училища;
  • овладеть навыками и способами эвакуации при угрозе теракта.

Обеспечение учебного занятия: Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для сред. проф. образования. М., 2015; технические средства: мультимедийный проектор, ноутбук, компьютерная презентация, видеоролики.

Понятийный аппарат учебного занятия: террор, террористическая деятельность, террористический акт, противодействие терроризму, способы эвакуации.

Ход учебного занятия

Организационный этап

Приветствие студентов, организация учебного занятия, проверка по списку наличия студентов, подготовка студентов к работе, объявление темы и цели занятия, создание психологического настроя, организация мотивации.

Проверочный этап

1. Что понимается под понятием террор?

От латинского terror – страх, ужас – это акции, сопряженные с применением насилия или угрозы насилия, сопровождаемые выдвижением конкретных требований. Насилие направлено в основном против гражданских объектов и лиц.

2. Каковы современные масштабы терроризма?
В настоящее время терроризм принял очень серьезные масштабы и угрожает стать одним из главных препятствий на пути решения общечеловеческих и государственных задач в XXI веке.

3. Где вероятность проведения террористического угрозы очень высока?
Стадионы, рынки, больницы, культурно-просветительные учреждения, социальные объекты, жилые дома с большим количеством проживающих, общественный транспорт.

Основной этап

Вступительное слово преподавателя. Знакомство с понятием "Террористический акт"

Наше занятие начнем с определения "Террористический акт" – это непосредственное совершение преступления террористического характера. Это может быть осуществление взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

В настоящее время терроризм принял очень серьезные масштабы и угрожает стать одним из главных препятствий на пути решения общечеловеческих и государственных задач в XXI веке.

Если обратиться к статистике, то количество террористических актов постоянно увеличивается, они становятся все более жестокими и все чаще их объектами становятся люди. Если в 70 – 80-х годах прошлого века 80 % террористических актов было направлено против собственности и только 20 % против людей, в 80-х годах это соотношение уже изменилось 50 % на 50 %, то в 90-х годах только 30 % терактов было направлено против собственности и уже 70 % против конкретных групп людей. В настоящие дни эта тенденция сохраняется.

Организаторы террористических акций стремятся посеять страх среди населения, выразить протест политике правительства, нанести экономический ущерб государству или частным фирмам, уничтожить своих соперников, затруднить работу правоохранительных органов.

При определенных условиях акции террористов могут привести к возникновению крупномасштабных экологических, экономических катастроф и массовой гибели людей. Так, в последнее время значительно возросло число угроз взрывов объектов атомной энергетики, транспорта, экологически опасных производств и в местах массового скопления людей, включая метро, крупные торговые и зрелищные комплексы, образовательные учреждения.

Все виды террористических актов, выделяемые на сегодняшний день, можно классифицировать по двум признакам:

  • по способу осуществления;
  • по характеру используемых средств насилия.

Вопросы безопасности людей всегда актуальны, так как самое ценное для нас – здоровье и жизнь людей. Разберем один из основных способов совершения террористического акта, такого как "Подрыв взрывного устройства".

Вопрос преподавателя: Подумайте, как могут быть замаскированы взрывные устройства? (Ответы студентов)

Демонстрация видео "Бесхозные предметы могут быть опасными"

Вопрос преподавателя: Назовите взрывоопасные предметы.

Демонстрация презентации "Самодельные взрывные устройства"

В настоящее время террористами используются взрывные устройства самые разнообразные как по внешнему виду, так и по принципу их действия. Например, взрывное устройство в виде сумки, кейса, чемодана могут взорваться при попытке сдвинуть их с места, поднять, открыть.

Взрыв может произойти и в результате срабатывания какого-либо механического или электромеханического взрывателя замедленного действия, без непосредственного воздействия на предмет, по истечении заданного времени замедления. Если взрывное устройство имеет радиовзрыватель, то взрыв также может произойти без контакта с взрывным устройством в любой момент времени по команде, переданной по радио.

Взрыв может быть осуществлен по проводам электровзрывной цепи путем подключения какого-либо источника тока. Большое распространение получили взрывные устройства, срабатывающие при включении радиоприемника, телевизора, электрического фонарика или других предметов бытовой техники, работающих от электрической сети, аккумуляторов или батареек.

Включением этих устройств замыкается электровзрывная сеть, в результате чего срабатывает электродетонатор или электрозапал и происходит взрыв заряда взрывчатого вещества.

Вопрос преподавателя: Вспомните и назовите основные поражающие факторы при взрыве.

  • ударная волна;
  • поражающие элементы;
  • распространение огня открытым путем;
  • потери конструкциями несущей способности.

Правила безопасного поведения при угрозе и в результате террористического акта

Основным мероприятием по спасению людей при угрозе взрыва в зданиях является эвакуация людей.

- Перечислите этапы эвакуации из здания училища. (ответы студентов)

  • 1 этап – обнаружение подозрительного предмета;
  • 2 этап – сигнал тревоги;
  • 3 этап – сообщение в пожарную службу;
  • 4 этап – сообщение в службу "Скорой помощи";
  • 5 этап – сообщение в полицию;
  • 6 этап – эвакуация из здания училища;
  • 7 этап – построение на месте сбора;
  • 8 этап – проверка количества студентов.

Знакомство с понятием "паника", ее предотвращение

- Ответьте, что является главным врагом при эвакуации из здания при угрозе террористического акта? (паника)

Действительно, это паника. Слово паника произошло от греческого (panikon), что означает "безотчетный ужас". Именно, безотчетный, заставляющий человека неудержимо стремиться любыми путями избежать опасной ситуации. Даже в тех случаях, когда реальной угрозы для жизни нет. И тогда зачастую само паническое движение многих людей становится причиной человеческих жертв.

- Как вести себя при теракте? (Ответы студентов)
Запишите основные рекомендации, как правильно вести себя в такой сложной ситуации:

1. Если можете – бегите!
Суть рекомендаций спецслужб разных стран сводится к одному ключевому (и для многих очевидному) моменту: если знаете безопасный маршрут и можете по нему быстро покинуть опасное место – убегайте, если нет – прячьтесь.

Убегая, бросьте свои вещи. Возьмите с собой других людей. Предупреждайте встречных об угрозе. Держитесь подальше от проемов дверей и окон. Если началась стрельба – мгновенно падайте на землю, прикрывайте голову руками, отворачивайтесь в другую сторону. Не двигайтесь. Если это безопасно, постарайтесь найти укрытие. Как только окажетесь в безопасности – звоните в полицию.

2. Если не можете убежать – прячьтесь!
Когда безопасно убежать не получается – прячьтесь. Ложитесь на пол, по возможности – подальше от окон, дверных проемов и открытых пространств. Подойдет любое укрытие, но если можете выбирать – поищите толстую металлическую опору или крепкую стену. (например, толстую бетонную или из нескольких слоев кирпича) Помните, что пули пробивают стекло, кирпич, дерево и металл.

Определите, где по отношению к вашему укрытию находятся выходы. Если это возможно и безопасно – забаррикадируйтесь в укрытии, отойдите от двери. В любом укрытии важно не перекрывать себе пути к отступлению. Не шумите, отключите звук и вибрацию в мобильном телефоне. Если вы дома или в помещении – выключите свет и отключите всю технику, которая может шуметь.

3. Выбирайте сами, давать ли отпор террористам!
Если у вас нет специальной подготовки – лучше не геройствовать. При отсутствии специальной подготовки не пытайтесь самостоятельно обезвредить террористов, удержите от этого соседей.

4. Если вас взяли в заложники – не сопротивляйтесь!
Старайтесь не шуметь, и не делать резких движений. Не смотрите преступникам в глаза, не ведите себя вызывающе. Выполняйте требования захватчиков, не противоречьте и не оказывайте сопротивления.

Если вам нужна медицинская помощь – говорите спокойно и кратко, ничего не предпринимайте, пока не получите разрешения от захватчиков. Наблюдайте и слушайте. Узнайте у охранников, можно ли читать, писать, пользоваться средствами личной гигиены.

Попробуйте установить контакт с захватчиками. Не обсуждайте с другими заложниками принадлежность террористов. В случае, если спецслужбы начнут операцию по освобождению заложников, ложитесь на пол лицом вниз, закрывайте голову руками и не двигайтесь. Не бегите навстречу сотрудникам спецслужб. По возможности, держитесь подальше от дверных проемов и окон.

5. До и после теракта!
Как только вы окажетесь в безопасности – сообщите о произошедшем в полицию. Если вы были среди заложников – запоминайте подробности нападения в мельчайших деталях. Спецслужбам будет важно знать, где конкретно находятся террористы, где вы их в последний раз видели, сколько их было, во что они были одеты и чем вооружены. Также важно донести информацию о здании, есть ли внутри раненые, сколько внутри заложников, где находятся входы и выходы.

Не сообщайте в соцсетях о действиях спецслужб, не распространяйте слухи и непроверенную информацию. Многие теракты можно предупредить благодаря бдительности граждан.

Если вы обнаружили подозрительный предмет и хозяина нет рядом – обязательно сообщите в полицию. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные сумки, пакеты, коробки, игрушки. Не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте предмет. Зафиксируйте время его обнаружения. Дождитесь прибытия полиции.

Демонстрация видео "Правила поведения при террористической угрозе"

Рефлексивный этап

Вопросы для повторения:

  1. Какие цели преследуют террористы?
  2. Как действовать при обнаружении бесхозного предмета?
  3. Перечислите уровни террористической угрозы и порядок действий при их введении?
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: СПО, конспект занятия, ОБЖ