Раздел: уравнения и неравенства.
Учебная цель:
Учебные задачи:
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:
Студент должен
уметь:
знать:
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики.
Определение
Уравнение вида ax2 + bx + c = 0, где a, b, c - действительные числа, причем a ≠ 0, называют квадратным уравнением.
Если a = 1 , то квадратное уравнение называют приведенным; если a ≠ 1, то неприведенным.
Числа a, b, c носят следующие названия: a - первый коэффициент, b - второй коэффициент, c - свободный член.
Корни уравнения ax2 + bx + c = 0 находят по формуле:
Выражение D = b2 - 4ac называют дискриминантом квадратного уравнения.
В случае, когда D = 0, иногда говорят, что квадратное уравнение имеет два одинаковых корня.
Пример:
Если в квадратном уравнении ax2 + bx + c = 0 второй коэффициент b или свободный член c равен нулю, то квадратное уравнение называется неполным
Неполные уравнения выделяют потому, что для отыскания их корней можно не пользоваться формулой корней квадратного уравнения - проще решить уравнение методом разложения его левой части на множители.
1. c = 0, то уравнение примет вид ax2 + bx = 0.
x(ax + b) = 0, x = 0 или ax + b = 0, x = -b : a.
2. b = 0, то уравнение примет вид ax2 + c = 0,
x2 = -c / a,
x1,2 = ±√(-c / a).
3. b = 0 и c = 0 , то уравнение примет вид ax2 = 0, x = 0
Пример:
Зависимость между корнями и коэффициентами квадратного уравнения выражает теорема Виета. Пусть х1 и х2 – корни квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0, тогда х1 + х2 = – b/a, х1х2 = c/a. Для приведенного квадратного уравнения х2 + рх + q = 0, если х1 и х2 – корни этого уравнения, то х1 + х2 = – p, х1х2 = q.
Справедливо утверждение, обратное теореме Виета: если числа m и n таковы, что их сумма равна – р, а произведение равно q, то эти числа являются корнями уравнения х2 + рх + q = 0.
Существуют различные приемы решения систем уравнений
Метод подстановки заключается в следующем:
Метод сложения основан на следующих теоремах:
Метод введения новых переменных применяется при решении систем двух уравнений с двумя переменными одним из следующих способов:
Для того чтобы графически решить систему двух уравнений с двумя переменными, нужно в одной системе координат построить графики уравнений и найти координаты точек пересечения этих графиков.
Задание 1
Краткий опрос:
1) Решить уравнения:
а) х2 = 11;
б) х2 = – 8;
в) 7х2 = 0;
г) х2 – 5х = 0.
2) Рассмотреть квадратные уравнения:
a) 2x2 + 5x – 7 = 0
б) 3x2 – 8x = 0
в) 3x2 – 48 = 0
г) 2х2 = 0
Чем эти уравнения отличаются друг от друга? (В уравнениях б, в, г отсутствует один из членов). Как называются эти уравнения? (Неполными квадратными уравнениями)
3) Составить квадратное уравнение имеющее корни:
• 3 и –3
• 0 и 6
Задание 2
§20, Стр. 131, Ю.М. Колягин и др., Алгебра и начала анализа. 10 кл. (Учебники выдает преподаватель)
Работа по учебнику.
а) Прочитать материал стр. 131-134. Записать задачи 1, 3 и 4 себе в тетрадь. Работа в парах. Вопросы друг другу и преподавателю.
б) Задачу 6 разобрать у доски. Обсуждение. Записать решение в тетрадь.
Задание 3
Самостоятельно выполнить задания (с проверкой у доски – несколько человек) № 460(1), 462(1), 463(1), 465(1), 470(1)
Задание 4
Сделать самостоятельно № 460(2), 462(2), 463(2), 465(2). Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями: № 470(2). Обсудить и проверить решения друг с другом.
Задание 5
§21, Стр. 136, Ю.М. Колягин и др., Алгебра и начала анализа. 10 кл. (Учебники выдает преподаватель)
Работа по учебнику.
а) Прочитать материал стр. 137-140. Записать задачи 1, 2 и 3 себе в тетрадь. Работа в парах. Вопросы друг другу и преподавателю.
б) Задачу 6 разобрать у доски. Обсуждение. Записать решение в тетрадь.
Задание 6
Самостоятельно выполнить задания (с проверкой у доски – несколько человек) № 471-474(1), 477(1), 478(1).
Задание 7
Сделать самостоятельно № 471-474(2), 477(2). Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями: № 478(2). Обсудить и проверить решения друг с другом.
Задание 8
§22, cтр. 141, Ю.М. Колягин и др., Алгебра и начала анализа. 10 кл. (Учебники выдает преподаватель)
Работа по учебнику.
а) Прочитать материал стр. 141-150. Записать задачи 1 и 2. Работа в парах. Вопросы друг другу и преподавателю.
б) Задачи 6 и 7 разобрать у доски. Обсуждение. Записать решение в тетрадь.
Задание 9
Самостоятельно выполнить задания (с проверкой у доски – несколько человек) № 480(1), 481(1), 483(1), 492(1).
Задание 10
Сделать самостоятельно № 480(2), 481(2), 483(2). Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями: № 492(2). Обсудить и проверить решения друг с другом.
Задание 11
Самостоятельно выполнить задания (по вариантам).
Итог
Подвести итог работы на занятии. Записать домашнее задание.