Цели марафона:
Задачи марафона:
Порядок проведения марафона:
Познавательный марафон "Наука – это интересно" проводился весной 2020 года, в период самоизоляции и дистанционного обучения. В методической разработке представлены типовые задания каждого дня марафона. Оригинальный текст заданий марафона можно найти в социальной сети "ВКонтакте" на личной странице преподавателя.
1 день "Физика и кино"
В период самоизоляции многие онлайн - кинотеатры открыли свои двери для зрителей, сегодня есть возможность посмотреть все сериалы и фильмы, которые вы пропустили в непрерывном беге за учебой и работой. И просмотр сериалов – это не всегда бесполезное время провождения.
Я предлагаю посмотреть Вам отрывок из одного популярного сериала (опыт с вареным яйцом и бутылкой) и выполнить следующие задания:
2 день "Ребус"
Ребус (от латинского "rebus" – "при помощи вещей"), представление слова или слога с помощью изображения предмета, название которого созвучно представленному слову или слогу.
Разгадайте ребусы и дайте определение, описание, справку о полученном понятии (за каждый ребус от 1 до 3 баллов).
Примеры ребусов:
3 день "Физика, флора и фауна"
Вы когда-нибудь задумывались о том, что Физика вокруг нас. Оглянувшись по сторонам, можно понять, что физические явления и процессы везде, без них мир бы рухнул. Сидя за партой, Вы, наверное, не задумывались об этом? И сегодня я предлагаю оглянуться и увидеть мир флоры и фауны глазами физики. Оглянулись?
А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы из жизни флоры и фауны (ответы на вопросы должны быть подробными, опираться на физические законы, понятия, определения, за каждый правильный ответ от 1 до 3 баллов).
1. Почему на ветру деревья ломаются редко?
2. Почему утки не тонут?
4 день "Физика в музеи"
- Я поведу тебя в музей!
Сказала мне сестра.
Вот через площадь мы идём
И входим наконец
В большой, красивый красный дом,
Похожий на дворец. (С. Михалков)
В период самоизоляции посетить музей получится только виртуально. Давайте совершим такое путешествие. Я предлагаю вам насладиться шедеврами и ответить на вопросы. (за каждый правильный ответ от 1 до 5 баллов)
1. Физика и живопись. Какой прием в живописи помогает изобразить объемность людей и предметов?
С какими законами физики это связано? Не забудьте назвать картину и автора.
2. Какое событие изображено на картине? Что за этим последовало? И какую ошибку исправил Иоанн Павел II?
Не забудьте назвать шедевр.
5 день Кроссворд "В мире современной физики"
Отношение к кроссвордам у современных людей неоднозначное. Кто-то любит их разгадывать в редкие минуты досуга, другим же это кажется пустой тратой времени. Есть ли польза от решения кроссвордов и сканвордов? Оказывается, есть! При этом только в случае, если человек старается разгадать его полностью, а не записывать, лишь известные слова.
Согласно известной легенде, первый кроссворд был создан узником. Проведя долгие годы в тюрьме, он заскучал, поэтому стал складывать слова в сетку, но точного времени и места этого события не знает никто. (за каждое правильно отгаданное слово 0,5 балла)
6 день "Физика и литература"
На первый взгляд физика и литература - предметы не совместимые. Физика - точная наука о природе, изучающая и объясняющая различные свойства, явления, процессы. Литература - это вид искусства, это фантазии, эмоции. Сегодня я предлагаю вам найти след физики в литературных произведениях. (за каждый правильный ответ от 1 до 5 баллов)
1. Николай Васильевич Гоголь "Сорочинская ярмарка"
"Нагнувшиеся от тяжелых плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш…"
Вопрос: Под действием каких сил происходит описываемое в произведении? Дайте определения этим силам. В каких условиях это бы не случилось?
2.. И.С. Тургенев "Му-му"
"Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения".
Вопрос: Определите рост Герасима в СИ.
7 день "Физика и космос"
Устали от самоизоляции? Задыхаетесь в ограниченном пространстве? Скучаете по прогулкам на свежем воздухе? Давно не виделись с друзьями? Эх, космонавты вас понимают. Им тоже подолгу приходится испытывать подобное.
Сегодня я предлагаю вам ответить на вопросы, связанные с космонавтами, космосом и историей этой отрасли. (за каждый правильный ответ от 1 до 3 баллов)
1. Его фамилия произошла от польского слова Ciołek, т.е. телёнок. Назовите этого человека. Как его предки оказались в России? Как он сам связан с Вяткой и космосом?
8 день "Физика в повседневной жизни"
Самая распространенная жалоба студента на трудность предмета звучит так: "Зачем мне эта физика…" Удивительно, но многие взрослые тоже не понимают, зачем учили физику в школе и не видят связи между этой занимательной наукой и повседневной жизнью. Представьте себе свой обычный день. Вот Вы проснулись, потянулись и посмотрели в зеркало. И законы физики заработали прямо с началом вашего дня!
Сегодня я предлагаю Вам найдем связь физики с повседневной жизнью. Рассмотрите картинки, найдите на них физическое явление, физический закон. Дайте пояснение. (за правильный ответ от 1 до 4 баллов)
9 день "Физика и музыка"
Сложно представить себе жизнь без музыки. Музыка способна влиять на эмоциональное состояние человека, а для тех, кто имеет к ней какое-то отношение, это способ выразить себя, способ привнести что-то в мир.
Сегодня я предлагаю Вам рассмотреть не музыку в целом, а слова, положенные на музыку, и найти их связь с физикой и астрономией.
Прослушайте предложенные композиции и ответьте на вопросы. (за каждый правильный ответ от 1 до 3 баллов)
Дополнительно можно получить баллы, если будут указаны название и исполнитель песни, а так же дана справка, с точки зрения физики, о том, что было загадано.
Пример вопроса к фрагменту песни М. Боярского "Большая Медведица": песня о том, что "имеет форму сосуда, из которого можно пить". Что это? И где находиться?
10 день "Физика и кино, 2 серия"
А Вы помните, с чего начинался наш физический марафон? Правильно, с просмотра отрывка сериала. А закончить марафон я предлагаю просмотром фрагментов из мультфильмов и фильмов, после чего ответить на вопросы (вопросы написаны в названии фрагмента, за правильный ответ от 1 до 4 баллов).
Задание 1: Смог бы главный герой летать в реальной жизни? Почему?
Задание 2: Какой киноляп с точки зрения физики в этом фрагменте? Подтверждение какой известной теории здесь можно увидеть?