Цель: выявить полученные знания на уроках обучения грамоте;
составить модель ''Речь – Звук/буква''
закрепить понятия ''речь'', ''предложение'', ''слово'', ''слог'', ''звук/буква'';
развивать речь;
воспитывать интерес к занятиям русского языка.
Форма: праздник для 1 класса
Оборудование: Замок Волшебницы Речи (модель); карточки: речь, предложение, слово, слог, буква/звук, ''БДМ ВСГД ВМСТ!'', ''УЕ ЕА ЕЕ!'', ''Будем всегда вместе!''; рисунок: корабль, соответствующие рисунки, к стихотворению Бориса Заходера "Песенка-азбука", где изображены буквы; крупные значки гласных букв, слова ''капитан'', ''матрос'', ''моряк''; схема слова ''моряк''; дипломы.
Действующие лица: учитель, пират, ведущий - ученик.
Ход праздника
I. Вступление.
Учитель. Давайте вспомним день веселый
Что в сентябре нас здесь собрал.
Ребенок Он подружил нас всех со школой
Удачный старт учебе дал!
Потом мы в класс пришли.
У. И тайна была открыта для ребят!
Р. Теперь мы в океане Знаний
А наша комната корабль.
У. Да, да, корабль! А вы! Кто, вы?
Р. (все) Мы – капитаны.
Отважно все пустились в путь!
Р. С тех пор, друзья, ежеминутно
Вперед стремится наш корабль.
И ветры дуют нам попутно,
И океан нас встретить рад.
Мы дружно грамоте учились.
Бывало трудно, честно говоря.
И все-таки мы многого добились!
И вот на празднике, друзья!
II. Основная часть.
У. Дорогие, ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с первой нашей книгой – Азбукой. Я вас приглашаю совершить кругосветное путешествие по ней.
На чем мы будем путешествовать? (на корабле)
Ребята, но чтобы попасть на корабль и совершить на нем кругосветное путешествие по ''Азбуке'', нам нужно отгадать верно загадки.
Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться.
Надо грамоте учиться. (Книга)
Как догадались?
Черные, кривые,
От рождения немые.
А как только станут в ряд.
Сразу вдруг заговорят. (Буквы)
Как догадались?
То я в клетку,
То в линейку,
Написать по мне сумей – ка!
Можешь и нарисовать
Что такое я? (Тетрадь)
Как догадались?
У. И вот. Ребята, мы на корабле. Но корабль не отплывает. Что же мы забыли? А забыли мы начать строить чудесный замок Волшебницы Речи. Посмотрите вот этот замок. На верхнем этаже живет Волшебница Речь.
А для кого же 1-ый этаж? Попробуйте угадайте.
"Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие!
Разные такие!
Без них нельзя
Постичь науки!
Вы догадались?
Это... (звуки)"
У. Да, это они звуки Волшебницы Речи! А на какие 2 группы делятся все звуки в русском языке?
- А с помощью чего мы можем обозначить звуки? (с помощью букв – специальных значков). А буквы любят поиграть. Игра называется ''Найди свою пару''. Выходите все гласные буквы. Для вас звучит музыка. Ваша задача найти свою пару в танце.
На сцене появляются дети с крупно написанными значками гласных букв. Они кружатся под музыку и в танце подходят к своей паре, образуют пары ая, оё, эе, ую, иы и выстраиваются перед зрителями.
- Итак, какие пары у нас получились? (каждый ребенок называет букву своего соседа).
Все гласные звуки и буквы мы с вами вспомнили, а вот вспомните какие бывают согласные звуки? (мягкие, твердые, глухие, звонкие)
А вот вам и первое задание (на доске написаны слова ''матрос'', ''моряк'', ''капитан'' и дана схема слова). Давайте хором прочитаем слова. Подберите нужное слово к схеме.
Матрос
Моряк
Капитан
Верно, это слово ''моряк''.
- Так, кто же живет на 1-ом этаже чудесного замка Волшебницы Речи? (звуки и буквы)
Итак, мы с вами отплываем по стране Азбуке. Однажды в этой стране со всеми звуками произошла такая история. Послушайте ее.
Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и, никак. Кашлянули: -''Кх!''. Потом чихнули: ''Пчх!''. Зачем-то позвали кошку: ''Кс! Кс! Кс!''. И заскучали… вдруг: ''Тсс!'' показалось им кто-то где-то рыдает. Прислушались: ''А-а-а-а! О-о-о-о!' это кричали гласные. Они плакали как малые дети и аукали: ''Ау! Уа!'' и тогда согласные крикнули им (вернее хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание:
БДМ ВСГД ВМСТ!
И услышали в ответ радостное, но тоже непонятное:
УЕ ЕА ЕЕ!
Заключили буквы мир, снова встали рядом и внятно сказали:
Будем всегда вместе!
И с тех пор никогда больше не разлучались.
У. Ребята, а как называется страница в азбуке, где буквы всегда вместе? (алфавит)
А кто же живет на 2-ом этаже замка? Что получится, если подружится гласная с согласным? Если они сольются? (слог) как отличить слог от простого соединения букв? (в слоге всегда есть гласный звук, который образует слог)
Вот вам и второе задание. Среди данных соединений найдите только слоги. Если вы их правильно назовете, то у вас получится какое-то предложение.
До тр сви кл да ж ни свт я пр ре мп гь бя зв та (До свидания ребята!)
Ребята, как вы думаете кто вам может говорить такие лова? (сама Азбука)
Итак, на 2-ом этаже живут … (слоги)
Кто же тогда живет на 3-м этаже замка? Что мы составляем из слогов? (слова)
Вот вам и третье здание. Вот слова, но первые буквы перепутались и вот, что получилось. Переставьте, у этих слов только 1-ые буквы.
бнига книга
езбука азбука
аль ель
куква буква
А какое из этих слов произошло из старославянских букв ''аз и буки''? (азбука)
А кто же поселился на 4-м этаже? (предложение)
Вот и заселили домик Волшебницы Речи. (Стук в дверь. Вбегает пират)
У. Ой, ребята, а это кто хочет помешать нашему путешествию? (пират)
П. А зачем вы тут собрались? Как вас много!
У. Давайте расскажем пирату, чему Азбука нас научила? (дети читают стихи)
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
И учительница наша
Начинала с азбуки.
И директор наш, ребята,
С азбукой ходил когда-то.
Все ходили в первый класс.
Наша очередь сейчас.
Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс,
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
"Умею я теперь читать!"
Я чернилами сначала
Только палочки писала,
В азбуку теперь гляжу
Буквы смело вывожу
И вот за это говорю:
Азбуке – Спасибо.
Мы узнали на уроке
Как писать и ''а'' и ''р''.
И узнали, например,
Говорят не ''рэ'', а ''эр''.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну прочитай еще страницу!"
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
П. Да. Важная и нужная книга – Азбука. Ребята, возьмите меня с собой путешествовать!. Возьмете? Спасибо! В какую каюту мне пройти?
У. Проходи в каюту № 3. Ребята, а что такое ''каюта'' на корабле? (помещение на корабле для пассажиров)
Вот вам и четвертое задание. Составьте схему этого слова. (каждый у себя на парте).
Сколько слогов в этом слове? (3) Почему?
Какой ударный? (2-ой)
Сколько букв в этом слове? (5) А звуков? (6)
Почему звуков больше, чем букв? (потому что ''ю'' обозначает 2 звука)
А какие еще буквы мы называем особыми? (е ё я)
П. Ой, это и все буквы? Как мало букв в нашем алфавите, а вы их целый год учили.
У. Да, что ты, это не все буквы. Сколько букв у нас всего? (33) сейчас они расскажут о себе. (Дети читают стихи в руках соответствующие рисунки)
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бе, Ве, Ге, Де, Е, Же –
Прикатили на еже.
Зе, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.
Пе, эР, эС, Те, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.
Це, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья!
Ё, Й, Ъ, Ь, Ы.
Пять сестренок опоздали –
Заигрались в прятки,
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети, –
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
У. Буковок маленьких капли-значки
Дружно сливаются в слов ручейки.
Вот ручейки эти стали рекой,
Что называется Азбукой.
А впереди простирается море,
Там, на широком и вольном просторе,
Там, в море Знаний, где волны и ветер,
Милую Азбуку помните, дети!
III. Заключение.
Вот и подошел конец нашему путешествию по Азбуке. Но мы только прощаемся с первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество путешествий по другим замечательным учебникам. А Азбука вам говорит: ''До свидания!''
Р. До свидания! До свидания!
А на следующий год
Наша Азбука научит
Тех, кто в 1-ый класс придет!
П. Доказали, вы, друзья,
Что трудились, вы, не зря.
Азбуку прочли до корки
Вам по чтению – пятерки
Позади нелегкий труд
Слогового чтения!
Вам сегодня выдаем удостоверения!
Вручение дипломов.