Звучит музыка «Первоклашка»
Ученик 1:
Хороша сегодня школа,
Класс горит огнем
Мы на праздник наш веселый
Всех друзей зовем.
Ученик 2:
Над страной весенним утром
Занялась заря
А у нас сегодня праздник –
Праздник Букваря.
Ученик 3:
Заходите, проходите,
Путь свободен, освещен,
Приглашаем всех сегодня
Попрощаться с Букварем!
Ученик 4:
Если все у вас в порядке,
Парты, книжки и тетрадки,
Дружба с книгой навсегда –
Приглашаем всех сюда.
Под звуки марша дети заходят и рассаживаются.
Ученик 5:
Мне учиться очень нравиться,
Отвечать я не боюсь,
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
Мне теперь не до игрушек:
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И детсаду отнесу.
Ученик 6:
Я бросила куклу,
Играть не хочу.
Мне некогда очень,
Я буквы учу.
Из них я сама
Составляю слова,
Из них написала я:
«Мама моя».
Ученик 7:
Даже маленький ребенок,
Не умеющий читать,
Только вышел из пеленок –
Просит книгу показать.
Ученик 8:
«Азбука» - первая книга моя,
Как не любить мне за это тебя.
Складывать буквы меня ты учила,
Радость открыть ты мне подарила.
Ученик 9:
Мы эту книгу полюбили,
Мы в ней все буквы изучили.
И как нам радостно сказать:
- Теперь умеем мы читать!
Ученик 10:
Книги нам тайны свои посвящают.
Вижу, что мама и папа читают.
Бабушка мне написала письмо,
Знает, что я прочитаю его.
Учитель:
В школе почти целый год отучились,
Вы много успели много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буква потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг не мало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
- Ребята, а вы знаете, почему назвали Азбукой? Мы привыкли называть буква а, бэ, вэ. А раньше букву «А» назвали – «Аз», «Б» - «Буки», «В» - «Веди». Так и получилось название «Аз + Буки» - Азбука. Ребята, давайте дружно ее позовем! (Выходит Азбука)
Азбука
Ждет с волненьем
И девчонок и мальчишек
Книга скромная – Русская Азбука.
Среди ярких толстых книжек
Эта книга всем нужна:
Учит грамоте она.
(обращается к первокласснику):
Хочешь многое узнать –
Научись, малыш, читать.
Первоклассник (недовольно отвернувшись):
И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас,
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать.
Азбука:
Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь –
И включиться в Интернет.
Грамотой не овладеешь –
Подключаться – Тольку нет:
Насмешишь весь белый свет!
Первоклассник (возмущенно):
Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
Азбука (показывает на букву Р): Эту тоже?
Первоклассник:
Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква «Рэ»!
Буква Р:
Я не «рэ», не «рэ», не «рэ»,
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты меня найдешь в «горах»,
«Тундре», «речка», «берегах».
Рокочу я громким громом
И реву звериным ревом –
Вот тигриным,
Например.
Мое имя – буква «Эр».
Первоклассник (смущенно):
Извините, я не знал,
Но я правильно читал….
Буква «Р» уходит.
Азбука:
Я пришла к вам в гости не одна.
Со мной 33 богатыря.
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком.
А для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Азбука, от А до Я, смирно!
Гласные здесь?
Гласные: Здесь!
Азбука: Согласные?
Согласные: Здесь!
Азбука: Буквы, которые не обозначают звуков, здесь?
Ъ и ь знаки: Здесь!
Учитель:
Буквы-значки,
Как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется все….
Дети: Алфавит!
«А»
Буква «А», буква «А» -
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света:
«А» похожа на ракету.
«Б»
Буква «Б» проснулась рано.
Буква «Б» - бочонок с краном,
Умывайся, будь здоров,
Богатырь Борис Бобров.
«В»
Словно букву «В» Алена
Держит трубку телефона.
«Г»
«Г» - Кручок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
И в косу и в кочергу
Превратить я «Г» смогу.
И т.д.
Ученик:
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
(дети рассказывают алфавит).
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё – постираем мы белье.
Ж, З, И, Й, К, Л, М – апельсинку быстро съем
Н, О, П, Р, С, Т, У – погуляем на мосту.
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – ах какая чаща!
ъ, ы, ь – не запомнятся никак!
Э, Ю, Я – вот и все мои друзья!
Ученик 1:
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски на сводим глаз,
И учитель учит нас.
Ученик 2:
Ель, то-пор, ло-па-та, ру-ки
В каждом слове слышишь звуки.
Звуки эти разные - гласные, согласные.
Ученик 3:
Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестренку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
Ученик 4:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ученик 5:
ССС - змеиный слышен свист,
ШШШ – шуршит опавший лист,
ЖЖЖ – шмели в лесу жужжат,
РРР – моторы торохтят.
Ученик 6:
Дружат гласная с согласной,
Составляют вместе слог,
МА и ША, а вместе Маша
К нам явилась на урок.
Ученик 7:
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить читать,
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Исполняется песня «Чему учат в школе»
Конкурс № 1
Учитель: Интересно было учиться по Азбуке. Много пословиц и поговорок вы узнали. Какие из них вы запомнили.
(Дети говорят пословицы и поговорки).
После ответов детей учитель открывает запись на доске с пословицами и поговорками:
Сказано – сделано.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
И готова, да бестолкова.
Какие труды, такие и плоды.
Труд кормит и одевает.
Конкурс № 2
Учитель: Для участия в конкурсе приглашаются от каждого класса по три человека. Вам нужно составить слова, используя слоги, которые находятся в конверте. Задание понятно? Приступайте.
1 команда. РО ТУ ЧУ ЩА СВЕ КРИ ЩУ ЧА (роща, свеча, кричу, туча).
2 команда. ТУ КРУ ЧУ ПИ ЩУ ЧА КА ЩА (туча, пища, круча, шутка).
3 команда. УГО ЧУ ЧА КУ ЧА МОЛ ЩУ ЩА (угощу, чаща, куча, молчу).
Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо потрудились! А на какие правила были все эти слова.
Дети: В сочетаниях ЧА ЩА, пишем только букву «А»!
Учитель: А есть еще одно правило, которое мы уже изучили. Кто уже догадался?
(Варианты детей).
Четверо ребят – буквы Ж, И, Ш, И построились «паровозиком» и выходят на сцену.
Учитель: Буквы, развернулись и встали!
Буквы: ЖИ-ШИ, ЖИ-ШИ с буквой «И» всегда пиши!
Конкурс № 3
Ребята, поставьте буквы на свои места:
Ехал дядя без жилета
Заплатил он штраф за это. (билета)
На остров налетел ураган.
На пальме остался последний баран. (банан)
У вратаря большой улов:
Влетело в сетку семь волов. (голов)
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук
С длинными усами. (жук)
Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетрадке
Появился гол. (кол)
Конкурс № 4
Учитель: На уроках обучения грамоте вы познакомились с многозначными словами. Найдите такие слова в стихотворении.
Бросил палку кверху Мишка:
- Падай в шапку с ели, шишка!
Шишка хлоп по голове –
Сразу шишек стало две!
(Дети называют слово «шишка» и определяют два его значения:
Шишка ели и шишка на голове).
Конкурс № 5
Учитель: Найдите такие же слова в рассказе Сладкова «Овсянка».
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, - сказал Матвей, - и у меня дома тоже овсянка.
- Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
- И я люблю! – сказал Матвей.
- Она желтая, красивая такая!
- И вкусная. Особенно с молоком.
- Как это вкусная? Как это с молоком? – удивился Сашка.
- Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
- Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
- Как это про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?! – изумился Матвей.
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица Ов-сян-ка! Не слыхал про такую что ли? – рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне, мою овсянку слушать!
- Айда! – согласился Матвей, - а потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
Учитель: Почему мальчики долго не понимали друг друга? (Ответы детей)
Азбука:
Вы отлично отвечали,
Все ответы рассказали.
С вами я хочу проститься,
Обещайте не лениться,
Старших слушаться всегда,
А шалить лишь иногда.
Но между разными уроками бывают переменки. И у нас сейчас будет переменка.
Дети исполняют песенку «Тик-так».
Все: Прощай, Азбука!
Азбука:
Ах! Забыла я, друзья,
Что представить вам должна,
Кто на смену мне придет,
Дальше вас учит начнет.
(Азбука вводит в класс за руку ученика, изображающего учебник «Русский язык»).
Русский язык:
Я люблю учить детей,
С вами жить мне веселей.
Будем крепко мы дружить,
Мои правила учить.
Очень важно, скажем, знать,
Где поставить мягкий знак,
Как вам написать МОЕ,
Через А и сколько О?
Ничего от вас не скрою,
Все секреты вам открою.
Учитель: Кто-то к нам стучится?
(Появляется книга для чтения).
Буратино: Ну а что это за птица?
Книга для чтения:
Вам мое почтение!
(Кланяется)
Я – «Книга для чтения».
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки. (Буратино подходит к книге, листает страницы)
Пушкин. Лермонтов. Толстой…
Да, учебник не простой.
Так много интересного,
Пока мне неизвестного.
Книга для чтения:
Я от «Азбуки» слыхала,
Что вы знаете не мало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет знать,
Хорошо надо читать.
Учитель:
Я вам песню сочинила.
Книга для чтения:
Ах, друзья, как это мило!
Вместе мы ее споем.
И закончим развлеченье.
Завтра снова за ученье.
Все участники выступления поют на мотив песни «Голубой вагон»
Праздник наш сегодня завершается,
С Азбукой простились мы сейчас.
Наши мамы пусть не беспокоятся,
С радостью мы ходим в первый класс.
Припев:
Солнышко ласково
В небе улыбается,
Детские песенки
Слышим там и тут.
Дружные, дружные
Девочки, мальчики,
Радостно учатся,
Весело живут.
Выходят первоклассник и первоклассница и читают стихотворение М. Яснова.
Мы прочли Азбуку до корки,
Нам по чтению – «пятерки»!
Позади нелегкий труд
Медленного чтения,
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
В том, что мы Азбуку прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
Звучит музыка, учителя и завуч вручают первоклассникам удостоверения.