Задачи урока:
1. Знакомство с дорогой, ее элементами, правилами поведения на ней.
2. Показать, зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
3. Показать различные виды знаков, места их установки.
4. Воспитание уважительного отношения к законам улицы.
5. Выработка умения двигаться по тротуару в группе.
Оборудование: куклы, плакат с разметкой дороги.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
II.Работа над новым материалом.
Ребята, вы уже знаете, что старинные города строились по плану: сначала проводили дороги, по которым везли все, что нужно строящемуся городу. И только спустя много лет начались работы по мощению дорог, то есть по устройству дорожного покрытия. От слова «мостить» проезжую часть стали называть мостовой.
Постепенно город приобретал свой «строгий, стройный» вид. Начали проявлять заботу и о пешеходах. По краям главных улиц стали класть каменные плиты для пешеходов и ограждать их от мостовой. Так дорогу разделили на две части -для транспорта и для пешеходов.
С тех пор появилось слово «тротуар», что в переводе с французского означает «дорога для пешеходов».
Постепенно навели порядок и на самих тротуарах, и на проезжей части.
Проезжую часть разделили пополам для движения во встречных направлениях, указав транспорту и пешеходам придерживаться правой стороны. Это правило сохранилось и в наши дни - на проезжей части транспорт, а на тротуаре пешеходы должны придерживаться правой стороны.
Улицы, где транспорт идет в двух встречных направлениях, называются улицами с двусторонним движением. Таких улиц большинство.
Но бывают улицы, где транспорт движется только в одном направлении - налево или направо, занимая всю ширину проезжей части. Это улицы с односторонним движением.
ΙΙΙ. Работа над новым материалом.
- Давайте повторим, какие правила поведения на тротуаре надо знать.
1. Идти, придерживаясь правой стороны.
2. Не бежать, идти только шагом.
3. Обходить препятствия на тротуаре, не выходя на проезжую часть.
4. Не играть на тротуаре.
Учитель: Все перечисленные правила поведения на тротуаре надо очень хорошо знать и выполнять их всегда. Именно всегда - идешь ли ты один, или с приятелем, или в группе.
А когда мы ходим группой?
Дети: Когда идем на экскурсию, в кино и т. д.
Учитель: В группе очень важно поддерживать единый общий порядок. Нетрудно представить, что произойдет, если каждый будет вести себя как ему захочется. Беспорядок и становится причиной несчастного случая.
ΙV Практическое занятие.
«Правила поведения для тех, кто идет в группе»
- Идти надо спокойно, держась за руки. Громкие разговоры и шум недопустимы, потому «то они мешают слушать указания учителя, ведущего группу. Нельзя выходить из строя без разрешения учителя. Все его указания надо выполнять немедленно, четко и безоговорочно. Если нечаянно уронили на проезжую часть какой-то предмет, не сходите с тротуара, чтобы его поднять, а попросите об этом взрослого.
- Сегодня мы поговорим о том, как переходить дорогу, когда она управляется светофором.
Я над шумным перекрестком
С огоньками на груди
Для машин и пешеходов
Самый строгий командир.
Не вступая в разговоры.
На дорогах всей страны
Указаньям светофора
Подчиняться все должны.
(Г. Титов)
Учитель: Ребята, а почему нужно подчиняться светофору?- Чтобы не случались аварии в городе и с автомобилями, и с пешеходами.
- А знаете ли вы, что первый светофор появился в Англии, в центре Лондона, в 1868 году. Это было что-то вроде газового фонаря. В нем зажигались лишь два сигнала: красный и зеленый. Третий сигнал заменял сам регулировщик. В нужную минуту он свистел в свой свисток, давая знать, что вот-вот один сигнал сменится другим. Двенадцать лет свисток был вынужден помогать светофору. И это продолжалось до той поры, пока двуглазый не стал
трехглазым, то есть трехсекционным, красно-желто-зеленым светофором.
У нас в России первый трехсекционный светофор появился в 1929 году в Москве.
- Так сколько же секций у светофора?
- А сколько цветов у светофора и каких?
- Как вы думаете, почему запрещающим сигналом является красный?
- Красный цвет яркий, он виден издалека. Из-за того, что красный цвет заметнее, большинство дорожных знаков обведено красной каемкой, а пожарные машины покрашены в красный цвет, а еще с красным цветом у нас связано представление об огне, опасности. Поэтому красный цвет сдерживает нас, призывает к осторожности.
Вот почему красному сигналу светофора поручили останавливать транспорт и пешеходов.
-А что напоминает вам желтый цвет?
-Солнышко.
-Если солнышко, то оно может быть нам другом (согреть) или врагом (если перегреться). Солнышко как бы предупреждает: «Внимание! Будь осторожен! Не торопись!».
А что напоминает вам зеленый цвет?
- Поля, луга, леса. Мы любим отдыхать на природе. Это - безопасность.
Сколько сигналов у светофора?
-В каком порядке они расположены?
- Кроме светофора для машин, есть светофор для пешеходов. У него две секции и два цвета: красный и зелёный.
V. Физкультминутка.
Дорога не тропинка,
Дорога не канава...
Сперва смотри налево.
Потом смотри направо.
Ты налево повернись,
Другу рядом улыбнись,
Топни правою ногой:
Раз - два - три,
Покачай головой.
Раз - два - три,
Руки вверх ты подними
И похлопай: раз - два - три.
VΙ.Знакомство с дорожными знаками.
- Отгадайте, о чём мы будем говорить
Сами не видят,
А другим указывают. (дорожные знаки)
Современные дорожные знаки разнообразны. Они окрашены в разные цвета и видны издалека.
Было время, когда каждое государство имело свои знаки. Теперь по нашим дорогам могут двигаться автомобили из разных стран, так как дорожные знаки везде одинаковы.
Дорожные знаки бывают разные. Чтобы их не перепутать, каждый имеет свою форму и цвет. На знаки нанесены разные рисунки, буквы, слова.
-Правила движения
Все без исключения
Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки,
Зайцы и тигрята,
Пони и котята,
Вам, ребята, тоже
Все их надо знать. (В. Головко)
Дорожные знаки бывают разные. Есть знаки, которые предупреждают водителей о возможной опасности на дороге. Они имеют форму треугольника с красной каймой.
Показ плаката с дорожными знаками.
-В треугольнике, ребята,
Человек стоит с лопатой,
Что-то роет, строит что-то,
Здесь... (дорожные работы.)
Нелегко в гололед и снегопад водителям машин. Колеса скользят по дороге. Машину может занести на тротуар. Ее сразу остановить нельзя. Этот знак предупреждает водителей, что впереди скользкая дорога - опасный участок пути. Надо ехать особенно осторожно и снизить скорость движения.
Здесь машина как гроза.
Здесь не держат тормоза.
Этот знак для всех тревога.
Это... (скользкая дорога.)
Здравствуй, милая коровка!
Я тебя объеду ловко.
Знак не делает секрета:
Здесь возможна встреча эта Знак - «Перегон скота»
Есть знаки, которые запрещают движение пешеходов и машин. Это знаки-начальники, их приказы надо выполнять. Они имеют форму круга белого цвета с красной каймой.
Появился перед нами
Умный знак. Судите сами:
«Нет» для въезда, выезд - «Да»,
Запрещается туда. (Знак - «Въезд запрещен»)
Увидишь знак такой и знай:
Будь осторожней, не зевай.
А скажет этот знак одно:
Движение пешеходов запрещено.
(Знак - «Движение пешеходов запрещено»)
Есть дорожные знаки, которые разрешают движение пешеходов и машин в указанном месте и направлении. Они имеют форму круга голубого цвета. Это предписывающие знаки.
Человечек в синем круге –
Это ясно всей округе:
Здесь машины не пойдут,
Пешеходы – в добрый путь.
(Знак - «Пешеходная дорожка», разрешается движение только пешеходам.)
Есть еще дорожные знаки, необходимые водителям и пешеходам, которые любят путешествовать. В пути они делают остановки, чтобы отдохнуть, кому-то нужна медицинская помощь. Об этом сообщают знаки сервиса (обслуживания). Это информационные знаки, они имеют форму прямоугольника голубого цвета.
Место, где можно
Поспать, отдохнуть,
И с новыми силами
Двинуться в путь. (Гостиница или мотель)
Здесь под елкой за столом
Побеседуем вдвоем. (Место для отдыха)
VI Ι.Сканворд «Веселый перекресток».
1.Полосатая лошадка,
Ее «зеброю» зовут,
Но не та, что в зоопарке –
По ней люди все идут. (Переход)
2. Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. (Милиционер)
3. Дом чудесный - бегунок
На своей восьмерке ног
День-деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам. (Трамвай)
4.Вот так чудо-чудеса!
Подо мной два колеса,
Я ногами их верчу
И качу, качу, качу. (Велосипед)
5.По обочине дороги,
Как солдатики стоят.
Все мы с вами выполняем
Все, что нам они велят. (Знаки)
6.Неживая, а идет,
Неподвижна, а ведет. (Дорога)
7. Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный
Горят и день, и ночь
Зеленый, желтый, красный. (Светофор)
8. Маленький, удаленький,
Громче всех кричит. (Свисток)
9. Дом по улице идёт,
На работу всех везёт,
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (автобус)
10. Пьёт бензин как молоко,
Может бегать далеко. (грузовик)
11. Знак зелёный загорится –
Значит можно нам садиться. (такси)
VIΙΙ.Итог урока.
- О чем мы говорили на уроке? Какие бывают знаки?
(Предупреждающие, запрещающие и информационные).
- С помощью этих знаков дорога «разговаривает» с участниками дорожного движения. Этот особый язык понятен людям во всех странах мира. Водители, туристы, приехав в любую страну, понимают язык дорожных знаков.
Для чего нужны дорожные знаки?
- Можно ли переходить дорогу при жёлтом сигнале светофора?
- Как нужно переходить дорогу, где нет светофора?
Скачать