Учитель: Мы начинаем учебный год. Сегодня праздник 1 сентября - День Знаний!
- Этот день и грустный, и веселый: грустный – так как кончилось лето, веселый – так как состоялась долгожданная встреча с одноклассниками, учителем, своей школой.
Ученики читают стихи:
Внимание, внимание, по случаю Дня знаний,
Для новых начинаний, минуточку внимания!
По всей земле России особый нынче день,
В столице ли, в Сибири звонок звенит теперь.
***
Вновь начался учебный год,
И класс родной нас снова ждет.
Нас ждут учебники и парты,
Тетрадки, ручки, краски, карты.
Мы начинаем вновь учебу.
Стать образованными чтобы,
Стараться надо каждый день
Превозмогать бо-ольшую лень.
***
Ученику непросто жить –
Уроки каждый день учить
И рано поутру вставать,
Заучивать, запоминать,
Задачки сложные решать.
Но мы уверены: нас всех
Ждет в будущем большой успех.
Учитель: По традиции – 1 сентября нет серьезных уроков, а вот веселых и занимательных – сколько угодно.
- Вы уже третьеклассники – поэтому и игры у вас соответственно более сложные, но не менее увлекательные.
- Сегодня мы путешествием по системе знаний, она похожа на Солнечную систему - своя звезда, свои планеты.
- Рекета, на старт!
- Эта звезда свещает своим светом все планеты – "Области наук".
- 1 планета, которую мы посетим – "Русский язык": отгадай загадку и в отгадке найди орфограмму:
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф.
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он … (жираф)
Из горячего колодца
Через нос водица льется. (чайник)
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас –
Закончила рассказ. (точка)
С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
С пухом, а не птица,
Лыко дерет, а лаптей не плетет. (коза)
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (свинья)
Учитель: А.С. Пушкин с детства любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна.
- Он говорил о них: "Что за прелесть эти сказки!"
- Став поэтом, он использовал сюжеты народных сказок, сочинял свои неповторимые, любимые нами поэтические сказки.
Угадайте, о каком герое сказки эти строки?
Досветла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет, да сам и облупит. (Балда)
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. (Царевна Лебедь)
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги,
Она бьет их, за чупрун таскает. (Старуха – столбовая дворянка)
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело. (Царь Додон)
- Ребята, а сейчас давайте вспомним русские народные сказки.
Учительл: На этой планете мы решим задачи в стихах. Готовы? Тогда вперед!
Подарил утятам ежик 8 кожаных сапожек. Сколько ж маленьких утят ежика благодарят? (8 : 2 = 4 утенка)
Испекла нам бабушка вкусные оладушки. Всего оладий 27. По три нам хватило всем. Кто ответит из ребят, сколько было всех внучат? (27 : 3 = 9 внучат)
Полюбуйтесь-ка вы сами:
Мчатся тройки с бубенцами.
Сосчитать коней попросим,
Если троек – восемь. (3 х 8 = 24 коня)
Гуляли по аллейке куриные семейки.
У каждой мамы-квочки 3 сына и 2 дочки.
Сколько всех цыплят, мы спросим,
Если квочек – 8? (5 х 8 = 40 цыплят)
Хоть и крошка осьминог,
Но имеет 8 ног.
Сколько нужно пар сапог,
Чтоб обулся осьминог? (8 : 2 = 4 пары сапог)
Назовите самое большое однозначное число. (9)
Назовите самое маленькое двузначное число. (10)
Учитель: На доске словарные слова, которые вы знаете и умеете писать грамотно.
- Эти слова пропущены в пословицах, которые я вам прочту: мороз, Родина, работа, дорога, топор.
Сценка "Лесное воспитание"
Автор: Как–то осенью в лесу
Прокатилась вдруг молва:
На поляне ровно в восемь
Собирает всех Сова.
Побросав дела и деток,
Не закончив сбор грибов,
Кто пошел, кто полетел
На тревожный этот зов.
Медведь: Ты не ведаешь, кума,
Чем встревожена Сова?
Может, твой Лисенок снова
В школе мучает Косого?
Лиса: Ничего, Медведь, не знаю.
Я сама переживаю.
Волк, дружище, твой сынок
Не срывал Сове урок?
Волк: Я не знаю, может быть,
Он ведь так умеет выть!
Лиса: А скажи-ка мне, Медведь,
Твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье
Испытал прекрасным пеньем?
Медведь: Не могу сказать, соседка,
Я Мишутку вижу редко.
Автор: Нацепив очки на нос,
Задала Сова вопрос…
Сова: Поднимите, звери, лапы,
Кто не бил детишек, папы?
Лиса: Что за глупости, Сова?
Я Лисенка лишь вчера Долго за уши драла.
Медведь: Про Медведя говорят:
"Он на ухо глуховат".
Я за шалости сыночка
Приласкаю лишь пруточком.
Автор: Папа-заяц на пеньке,
Хрумкая морковку,
Важно с пафосом изрек:
Заяц: Я же против порки!
Я косых своих детей лапою не трону.
По дороге каждый день им внушаю строго:
"Не ходите "на ушах", не грызите двери
И хвосты своих друзей вы не суйте в щели".
Автор: Протрещала тут Сорока…
Сорока. Я в беде не одинока.
Моим детям каждый день
Все уроки слушать лень.
Коль трещат они помногу,
Я ремень беру в подмогу.
Зашумела вдруг толпа,
Кто был "против", кто был "за".
Долго не могла Сова
Донести до них слова.
Сова: Я прошу вас, звери-мамы,
А в особенности – папы,
Прекратить в своей семье
Воспитанье "на ремне".
Ваши дети так привыкли
К выволочкам за проступки,
Что от нас, учителей,
Ждут таких же вот вещей.
Медведь: Как не бить! Он же Медведь!
Дома как начнет реветь!
Белка: Ну а как же быть мне с Белкой?
Делать что с моей пострелкой?
Как накрасится румяной,
Подведет себе глаза –
И порхает на поляне,
И танцует до утра.
Автор: Тут родительские страсти
Накалились докрасна.
Не в Совиной было власти
Перекрыть их голоса.
Нерешенная проблема
О битье и небитье
Стать должна несовременной,
Если мир царит в семье.
Чего можете добиться,
Расскажу сейчас вам я.
Ведь терпению приходит
Де–мо–би–ли–за–ци–я!
Ученик: Я в своей родной квартире –
Как на службе строевой.
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться,
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять кровать,
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему!
Де–мо–би–ли–за–ци–я!
И в пираты я пойду!
Всей семье я докажу!
На этом кораблике
Под парусами
Мы в дальние дали
Отправимся с вами.
Мы всех, кто захочет,
С собой повезем.
Ну что же, согласны?
Решили? Плывем!
Учитель: По доброй традиции первый в новом учебном году звонок зовет на урок Знаний.
- Он приглашает всех ребят в огромный и загадочный мир Знаний.
- Он напоминает о том, что каждый, переступивший сегодня порог школы стал на год взрослее.
- Вы теперь – третьеклассники! Вы уже много знаете о школе, об уроках. И вот для Вас еще новые знания о школьных принадлежностях. (рассказывают подготовленные ученики)
Доска
В старину у школьников вместо тетрадей были маленькие аспидные доски в деревянной рамке. Аспидными они назывались потому, что доски эти были покрыты слоем серовато-чешуйчатого сланца - аспида. Сколько в те времена было школьников, столько и досок. Буквы на них выводили грифелем, стирали тряпочкой.
Ничего не скажешь, хороша была доска - тетрадка: писать легко, буквы получались четкими. Одно плохо - невместительная. Насколько же удобные нынешние тетрадки! С той поры прошло много лет. Взгляните на классную доску. Это ведь тоже доска - тетрадка! Только теперь она вон, какая громадная! На ней пишут не грифелем, а мелом.
Линейка
Линейка прямолинейна. Она твердо усвоила, что кратчайшее расстояние между двумя точками - это прямая линия. Ни один школьник не обойдется без линейки, которая всегда должна быть под рукой. Как же без нее отметить линию, подчеркнуть карандашом подлежащее и сказуемое, сделать чертеж?
Журнал
Старику классному журналу лет столько, сколько и самой школе. Сейчас наш классный журнал - сама справедливость. Но было время (правда, очень давно, когда на свете не было еще наших пап имам), когда классный журнал был не другом, а врагом учеников. Он подсматривал за учениками, ябедничал на них.
То и дело в штрафном журнале появлялись, например, такие записи: "Ученик Петров был встречен на улице после 7 часов вечера" или "Ученик Смирнов в коридоре гимназии не соизволил поклониться учителю закона божьего.
Оставить на 2 часа после уроков". Часто одна или несколько ябед в журнале служили причиной исключения ученика из учебного заведения с волчьим билетом. Это означало, что его обладатель навсегда лишался права где-нибудь учиться. Нынешние классные журналы рассказывают правду об учениках и желают им только добра.
Отметка
Наша система называется пятибалльной, а в некоторых зарубежных школах - двенадцатибальной. 12 - значит "отлично", 11 и 10 - "хорошо", а все, что ниже 6 - "плохо". А в Германии дети хвастаются единицами и двойками - хорошие оценки, а плохие - пятерки и четверки. Часто случается так, что ребята разных стран сильно удивляли друг друга своими школьными отметками.
Пишет, например, в Москву девочка из Германии. В конце письма она сообщает: "А теперь моя милая Машенька, я хочу поделиться с тобой своей радостью. Как раз сегодня учительница выдала нам табели. Знаешь, какие у меня отметки? По арифметике - единица, по немецкому - единица, по истории - двойка. По всем предметам сплошные единицы и двойки. Так что я теперь - двоечница. Чего и тебе желаю".
Представляете, как была удивлена Машенька этому известию! И чего думает, бедная подружка радуется, когда ей следовало бы заливаться горючими слезами? Невдомек Машеньке, что точно так же рассуждает и жалеет ее немецкая девочка. Машенька написала ей о своих отметках: по арифметике - 5, по русскому языку - 5, по истории - 4. Но потом все объяснилось!
Учитель: А сейчас я раздам вам учебники, которые вы аккуратно обернете дома, и будете беречь.
- Заканчивается наш праздничный урок, Вы, ребята, должны знать, что Школьная жизнь - как будто лесенка знаний.
- Вы поднимаетесь все выше и выше - от одной ступеньки к другой, более трудной. Надеюсь, все трудности мы преодолеем с вами вместе.
- Будем учиться не только наукам, но и будем учиться дружить. Ведь главное - чтобы каждый из вас стал хорошим, добрым, надежным человеком.
- Желаю Вам, мои дорогие ученики и Вам, уважаемые родители, здоровья, творческих успехов и новых прекрасных открытий!
Сценарий праздничного урока 1 сентября для учащихся 3 класса публикуется в сокращении. Скачать полную версию работы вы можете по ссылке ниже