Цель урока: формировать представление о школе, развивать мышление.
Задачи:
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и наступил долгожданный день – 1 сентября.
- Какие вы все красивые! Сегодня вы в первый раз пришли в школу!
- Похлопайте в ладошки те, у кого хорошее настроение. Давайте я попробую угадать, почему вы сегодня так радуетесь?
- Если я угадаю, вы хлопаете в ладошки. Договорились? (После каждого определения дети хлопают в ладоши)
Вы рады,
Учитель: Какой праздник отмечается в этот день? (День знаний!)
- Почему этот праздник называется "День знаний"? (варианты детей)
- Итак, послушайте следующее стихотворение, чтобы ответить на это вопрос "Когда мы отвечаем, нужно поднимать руку".
Есть осенью особый день,
Цветами он всегда украшен,
И утром рано встать не лень
Счастливым первоклашкам.
Горят глаза, в руках букет,
И сердце замирает,
В преддверье радостных побед
Их школа так и манит.
Прекрасен этот первый день,
С него учебный год начнется,
В мир новых знаний отворится дверь,
Поэтому Днем Знаний он зовется.
Учитель: Почему же праздник так называется? (потому что это первый школьный день, когда дети идут в школу узнавать новое)
- 1 сентября – день непростой, это праздник начала нового учебного года. В этот день все дети нарядные с большими букетами цветов идут в школу.
- Это самый долгожданный день для тех, кто впервые переступит школьный порог, чтобы узнавать новое.
- Поэтому этот день называют "День знаний".
- Дорогие дети! Я поздравляю вас с этим праздником и хочу, чтобы он понравился и запомнился вам.
- Ребята, а зачем же детям ходить в школу? (получать новые знаний, учиться чему-то новому)
- Верно, но в школе не только учитель делится своими знаниями с учениками, но и ученики делятся своими знаниями с учителем.
- А вы готовы поделиться знаниями со своими учителем, со мной? Я с вами – готова! (Да!)
- Итак, ребята, я подзабыла, в каком городе мы с вами живем? (Иркутске)
Учитель: Какие у вас любимые места в городе? (парки, торговые центры, двор возле дома и т.д.)
- А какой всеми любимый праздник отмечают города, как и мы с вами? (День рождения)
- Верно! Кто знает, когда наш город Иркутск отмечает День рождения? (ответы детей, скорее всего, не знают)
- А теперь я поделюсь с Вами знаниями – день рождения города Иркутска отмечается в первую субботу июня – в этом году отмечался 5 июня!
- Поднимите руку, у кого день рождения тоже летом, у кого зимой, у кого весной, у кого осенью.
- Молодцы! Знаете, сколько лет исполнилось нашему городу? (ответы детей)
- Иркутску в этом году исполнилось целых 360 лет. И празднование в этом году будет длиться не 1 день, а весь год!
- И мы еще поговорим об этом празднике.
Учитель: А сегодня мы отправимся в путешествие, далеко от города Иркутска!
- Ребята, далеко-далеко, за полями, за морями, за горами есть волшебная страна Знаний, где живут различные зверята, которые так же, как и вы, идут в первый класс.
- Но вот беда! Зверята живут на разных островах страны Знаний, не могут переплыть через моря и океаны, и попасть на свой первый урок на Школьный остров. Поможем им? (Да!)
- Путь наш будет не прост, он будет состоять из разных испытаний и полон чудесных открытий!
- После всех испытаний вы докажете, что являетесь настоящими первоклассниками!
Учитель: Итак, ребята, на чем мы отправимся в свой путь по морям и океанам? Давайте узнаем, отгадав загадку.
По морям и по волнам
Его водит капитан.
Он не плавает, а ходит.
Якоря бросает в воду.
Он с волною дружбу водит.
И не любит непогоду. (корабль)
- Верно, дорогие первоклассники! Теперь у нас есть свой корабль для путешествия под названием "1 Б".
- Вы готовы к путешествию в страну Знаний? (Готовы!)
- Предлагаю отправиться в наше первое плавание на этом замечательном корабле.
На этом кораблике
Под парусами
Мы в дальние дали
Отправимся с вами.
Мы всех, зверят,
С собой повезем.
Ну что же, согласны?
Решили? Плывем! (Звук гудка)
(показ учебников и задания)
Учитель: Итак, прямо по курсу у нас первый остров – Литературный, на котором нас ждет Зайчонок!
- Почему остров так называется? (ответы детей)
- Мы будем учить буквы, затем читать слова. И тогда научимся читать стихотворения, сказки, рассказы, а это и есть литература: детская, но есть еще и взрослая литература.
- Каждый день, бывая на этом острове, мы сначала выучим алфавит, изучим книгу. (показать Азбуку)
– Как называется она?
- А затем приступим к изучению учебников "Русский язык" и "Родная речь". (показать учебники)
- Этот остров приготовил для Вас испытание. Его нужно выполнить, чтобы забрать с собой Зайчонка на Школьный остров.
- Ваша задача угадать персонажа из сказки или мультфильма по стихотворению.
Он из семьи персидской бедной,
Хозяином стал лампы медной,
И с тех пор огромный джин
Ему преданно служил. (Алладин)
Прогнала мачеха из дома.
Нашла приют у семи гномов. (Белоснежка)
Знают взрослые и дети,
Нет его сильней на свете.
Одного напомню я -
Это Муромец Илья. (Богатырь)
Он к меду поднимался,
И умудрялся петь:
"Я тучка, тучка, тучка,
Я вовсе не медведь". (Винни Пух)
Не учил стихотворенья,
Обожал одно варенье,
Мог лететь он выше крыш,
И его любил малыш. (Карлсон)
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажите, как? (Матроскин)
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)
- Где ваше платье бальное?
Где туфелька хрустальная?
- Простите, я спешила,
Меня зовут… (Золушка, не Страшила)
- Молодцы вы справились с заданием, и значит, мы можем отправляться на следующий остров.
Учитель: Живет на этом острове Белочка. Чтобы помочь ей, нужно выполнить задание, которое приготовил для вас остров.
- Назовите все предметы, которые начинаются на звук А. Например, Арбуз. (Аист, автобус, акула, [а]ллегатор)
Молодцы, вы справились с заданием! и значит, мы можем отправляться на следующий остров уже вместе с Зайчонком и Белочкой.
Учитель: Ребята как вы думаете, чем занимаются на этом острове? (Решением задач, счетом, изучением геометрических фигур)
- На данном острове живет не только первоклассник Ежик, которому нам нужно помочь, но и другие различные животные: динозавры, гуси, жуки.
Счет с использованием картинок
- Встаньте. Сейчас мы с вами займемся счетом, чтобы помочь волку.
- Ваша задача посчитать предметы, которые я назову. И не назвать количество, а хлопнуть в ладоши нужное количество раз.
- Смотрим на первую картинку.
У дракончиков игра:
Папа держит (сколько шаров?) … шара. (3)
Всем достанется, смотри,
Ведь драконов тоже…! (3)
А теперь попрыгаем!
Посмотрите, на поляне
Гусь жонглирует мячами!
Гусь – ученый, лучший в мире!
У него мячей – …! (4)
- Остров Математики приготовил еще одно задание! Посмотрите на слайд. Ваша задача продолжить последовательность геометрических фигур.
- Какие геометрические фигуры изображены на листочке? (круг, квадрат)
- Какова их последовательность? (круг, квадрат, круг)
- Что вы нарисуете после круга? (квадрат)
- Испытание для смельчаков! Ваша задача – расставить цифры по порядку от 1 до 10!
- Молодцы вы справились с заданием, и значит, мы можем отправляться на следующий остров.
Учитель: Остров Окружающего мира приготовил для вас следующее задание!
- Ваша задача найти отличия, чтобы помочь Медвежонку попасть на первый школьный урок.
Найдите 5 отличий
(мухомор, белка, птица, бочонок-ведро, цветок)
- Молодцы, ребята!
- Ух,ты! А Медвежонок забыл собрать портфель! Поможем ему?
- Я буду называть предмет, а вы должны хлопнуть в ладоши, если предмет нужно положить в рюкзак, и затопать ногами, если его не нужно брать в школу.
Игра
- Как можно назвать все эти предметы? (школьные принадлежности)
- Какие предметы вам в школе будут не нужны? (ответы детей)
- Как вы думаете, каких предметов не хватает? (учебников, прописей, ручки и т.д.)
- Сегодня вечером вам предстоит первый раз собрать портфель! Выбирайте принадлежности с умом.
- А вот мы и приплыли на Школьный Остров!
- Чтобы провести зверят в свой класс, нам нужно выполнить последнее задание!
- Перед тем, как начать обучение в 1 классе, важно знать и соблюдать школьные правила!
Школьные правила
- Ваша задача – выполнять действия. (дети имитируют ответы движениями)
- Входит учитель - надо встать. (Встают)
- Когда он позволит - тихо сядь. (Тихо садятся)
- С места не кричи. (Грозит пальчиком)
- А руку поднимай. (Поднимают руку)
- В школе парту береги. (Вытирают крышку парты)
- И на парте не лежи. (Склоняются на столы)
Чтобы урок прошел не зря,
Надо сесть ровно, красиво. (Выпрямляются, кладут руки на парту)
Не стрекочут на уроках
Как попугай, или сорока. (Машут руками как крыльями)
- Согласны ли вы с такими правилами?
- Какое из правил вам труднее всего выполнять?
- Ребята! С вашей помощью все зверята оказались в классе со своей учительницей-совой и другими зверятами-первоклассниками!
- Сегодня мы начали свое путешествие по стране Знаний. Поздравляю всех с этим замечательным событием.
- Ребята, вы, как и зверята, сегодня стали учениками.
- Мне очень хочется, чтобы школа стала для вас вторым домом, а путешествие по стране Знаний было захватывающим, интересным и увлекательным.
- Сейчас прозвенит ваш первый школьный звонок! (включается звук)
- С сегодняшнего дня вы - первоклассники!
- Я поздравляю вас! путь в страну знаний открыт и вступая на путь, ведущий к знаниям вы должны дать торжественную клятву верности избранной дороге.
- Прошу дать клятву первоклассника. Повторяйте хором: "Клянусь!"
Клянусь приходить в класс вовремя,
Еще до того, как проснется звонок!
Клянусь!
Быть на уроке активным и нужным,
Запоминать и выполнять все, что нужно.
Клянусь!
Клянусь читать и писать я прилично
И в портфеле носить "хорошо" и "отлично".
Клянусь!
Друзьями хорошими, верными стать,
Друг другу во всем и всегда помогать
Клянусь!
Клянусь я ребенком воспитанным быть,
Не бегать по школе, а шагом ходить.
Клянусь!
- Каждый день вы будете получать подарки. Но это не конфеты, не пирожные – это знания и умения!
- Теперь вы – официально настоящие первоклассники! Торжественно вручаю ваш первый документ – удостоверение первоклассника! (вручение удостоверений первоклассников под музыку)
- Успехов вам, первоклассники!
- Зверята приготовили для вас подарки в благодарность за помощь! (дети получают гелевые шарики, далее вместе с ними будет фотосессия)
- А я жду вас завтра к первому уроку.