Викторина "Осенний калейдоскоп" предназначена для обучающихся 2-4 классов. Конкурсы проводятся между двумя командами, в команде по 6-7 детей. Продолжительность 30-40 минут.
Викторина содержит 6 конкурсов, оценивается конкурс по бальной системе. (за правильный ответ 1 балл)
Цель викторины: закрепить знания обучающихся об осенних изменениях в природе.
Задачи:
Оборудование: фишки (листья, грибы, птицы), эмблемы, репродукция картины И. Левитана "Золотая осень", листья с названиями деревьев, маркер.
Педагог: Ребята, сегодня мы познакомимся с осенним калейдоскопом. Осенью в природе происходит так много перемен, это одно из необычных и загадочных времен года.
- На занятии мы проведем викторину, где вы покажите свои знания об осени, наблюдательность и сообразительность.
- Давайте разделимся на 2 команды по 6-7 человек. Предлагаю каждой команде выбрать себе название. Пусть это будут "Совы" и "Галки", представляю вам жюри.
- Ход нашего занятия такой: команды отвечают на вопросы по очереди, за каждый правильный ответ жюри начисляет баллы.
- Как в любой викторине у нас будут остановки с необычными заданиями. Вам предстоит вспомнить о признаках неживого и живого в природе, названия растений и животных, обитающих в природных сообществах и многое другое.
Педагог: У каждого времени года есть свой любимый цвет. Какой цвет Осени, вы узнаете, ответив на вопросы.
1. Это явление неживой природы, при котором температура воздуха понижается ниже 0 в теплое время года.
Верная примета этого явления – тонкий ледок на лужах. (Заморозок)
2. Это явление природы чаще бывает осенью.
Летом его называют грибным, а осенью моросящим. (Дождь)
3. Это явление в природе бывает только осенью.
Деревья становятся разноцветными, а затем сбрасывают листву. (Листопад)
4. Если ночью намного холоднее, чем днем, то водяной пар, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды. (Роса)
5. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе.
Если утром дымка рассеивается, то на траве обязательно будет роса. (Туман)
6. Осенью, вдоль берегов рек на мелких местах, образуется тонкий неподвижный лед. (Ледостав)
7. Осенью птицы собираются в большие группы, чтобы улетать в теплые края. (Стая)
Ответ: ЗОЛОТАЯ.
Педагог: Многие известные художники пытались запечатлеть необыкновенное состояние природы. (репродукция картины И. Левитана "Золотая осень")
- Что изображено на картине? (Осенний пейзаж, нетронутая природа, чистота и красота)
- Какое настроение, и какие чувства вызывает у вас картина?
- Чем красива осенняя природа?
Педагог: Красный, желтый, бурый, золотистый, желто-зеленый, пятнистый ложится на землю лист. Укрывает ее теплым лоскутным одеялом.
Игра "Шифровка"
- Определите, с какого дерева прилетели опавшие листья и тогда сможете прочесть зашифрованные слова.
Рябина, ива, каштан.
Клен, береза, осина.
Ответ: НАШ ЛЕС
Педагог: Команды поочередно называют осенние приметы. Если ребятам трудно, педагог дает подсказки. Например: Осенью паутина… на ясную погоду.
- Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
- Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
- Большой урожай рябины - к большим морозам.
- Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
- Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.
- Если с дерева лист не чисто спадает - будет холодная зима.
- Кошка мордочку прячет - на холод.
- Много паутины на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.
- Раннее опадание листвы - к ранней зиме.
- Теплая осень - к долгой зиме.
- Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.
Педагог: Осенью в лесу много грибов. Сейчас посмотрим, как вы знаете грибы.
Ножка белая, прямая,
Шляпка красная такая.
А на шляпке, на верхушке,
Беленькие конопушки. (Мухомор)
Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
Растут грибочки
В хвойном лесочке,
Скользкие ребята
В масле все… (Маслята)
Он в красной шапочке растет
Среди корней осиновых
Его увидишь за версту,
Зовется… (Подосиновик)
Глубоко был спрятан он,
Раз, два, три – и вышел он.
И стоит он на виду,
Белый, я тебя найду. (Боровик)
В роще у березки
Повстречались тезки. (Подберезовик)
Задание от Ласточки
"Мы, птицы–непоседы. Посмотрите, как мы прыгаем с ветки на ветку, перелетаем с дерева на дерево. Да, так умеет и белка или какой-нибудь другой зверек. А вот, улететь за 1000 км и возвратиться после, могут только птицы.
Летом мы живем у вас, вьем гнезда, выводим птенцов, а с наступлением осени улетаем на всю зиму в теплые страны, чтобы весной вернуться в родные места. Назовите перелетных птиц. Кто больше?"
(Дрозды, жаворонки, чижи, зяблики, ласточки, иволги, аисты, кукушки, стрижи, цапли, утки, гуси и др.)
Загадка-разгадка
Здесь спрятались птицы. Отгадайте, какие?
Педагог: С огородов убран урожай овощей. И сейчас мы проверим, как вы знаете овощи.
Слушайте внимательно – отгадывайте старательно.
Что выкопали из земли, сжарили, сварили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель)
Лето целое старалась, одевалась, наряжалась,
А как осень подошла, все наряды отдала –
Сотню одежонок сложили мы в бочонок. (Капуста)
Скинули с Егорушки золотые перышки,
Заставил Егорушка плакать без горюшка. (Лук)
Красная мышка с белым хвостиком,
В норке сидела под зеленым листиком. (Редиска)
Росли на грядке зеленые ветки, а на них – красные детки. (Помидоры)
Над землей – трава, под землей алая голова. (Свекла)
- Дорогие ребята, вы все молодцы!
- Подошла пора подсчитать баллы. Победителем будет считаться та команда, которая набрала большее количество баллов. (Жюри подводит итоги)
На доске прикреплено солнышко.
- Мое настроение похоже на: длинный лучик, короткий лучик, темный лучик.