Дидактический материал по русскому языку для 3 класс УМК "Школа XXI века"

В работе представлен дидактический материал по русскому языку для учащихся 3 класс УМК "Школа XXI века". Задания разделены на 3 блока:

Блок "Как устроен наш язык"

Задание 1

1. Выполни фонетический разбор слов: лесть, ягода.

2. Разобрать слова по составу: цветной, придорожный.

Задание 2

1. Найди границы предложений. Спиши, ставь нужные знаки.
Жаркий июльский день угасает косой солнечный луч золотит вершину сосны умолкают птичьи голоса синяя дымка тумана окутала дальний лес.

2. Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
Лесные полянки украшает голубой ковер подснежников.

Задание 3

1. Составь из слов предложения и запиши. Над словами укажи части речи.
Пришла, местность, в, ранняя, нашу, весна. Цветы, людям, она, чудесные, подарила, весенние.

2. Спиши предложения расставляя знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения.

На просторах родного края раскинулись широкие степи душистые луга бескрайние леса. В зеленых лесах шумят вековые сосны и могучие дубы. Стройными рядами белеют молодые березки а над полями звенят голоса жаворонков.

Задание 4

1. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Распредели имена существительные на три группы по родам.
Т..традь, уч..ник, п..нал, п..льто, к..р..ндаш, б.бли..тека, ябл..ко, уч..ница, оз..ро.

2. Просклоняй имена существительные: аллея, лагерь, окно.

Задание 5

1. Распредели имена существительные на три группы по склонениям.
Лагерь, дичь, лестница, товарищ, лень, рисунок, берёза, земля, молоко, дочь, железо, картина, дядя, вещь, речь

2. Спиши словосочетания. Определи падеж имен существительных.
Гроздья рябины, тяжелым кирпичом, молочной кухне, личный врач, снежную вьюгу, о чудесном веселье.

Задание 6

1. Спиши словосочетания. Определи род, число и падеж имен прилагательных (записывай рядом в скобках).
Легкое платье, шикарной шубкой, резкого ветра, о молочном киселе, песчаного берега, интересную сказку, пушистому одеялу, большим классом.

2. Спиши. Сделай синтаксический разбор предложения и морфологический разбор слова – стволах.
В мягких осиновых стволах устраивают свои дупла дятлы.

Задание 7

1. Распредели имена прилагательные на три группы: качественные, относительные, притяжательные.
Березовый, черепаший, кирпичный, вкусный, павлиний, шерстяной, широкий, каменный, волчий.

2. Выпиши из предложений имена прилагательные и и определи их значение.
Крот – подземное животное. Этот маленький зверек помещается на ладони. Рыхлая, плодородная земля служит ему домом. Любимая еда крота – ящерица, дождевые черви, лягушки.

Задание 8

1. Прочитай предложения. Найди и выпиши местоимения – существительные и местоимения – прилагательные, в скобках запиши вопросы.

Немного подумав, он решил задачу. Я очень люблю сказки. Они решили помочь своим друзьям. Мой друг отдыхал на море. Наш класс занял первое место в спортивных соревнованиях.

2. Запиши личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица в единственном и во множественном числе.

Блок "Правописание"

Задание 1

1. Распредели слова на две группы: в первую слова, которые нельзя переносить; во вторую слова, которые можно переносить.
Ель, газета, юла, опять, школа, взгляд, сельдь, воробьи.

2. Сделай фонетический разбор слова: зимовье.

Задание 2

1. Разбери слова по составу.
Дождливый, вечерний, кино, подарить, заброшенный.

2. Спиши слова вставляя пропущенные буквы. Запиши к ним проверочные.

т..шина - …
сугро.. - …
голу..ка - …
л..сник - …

дру.. - …
коро..ка - …
кр.чать - …
арбу.. - …

пиро..ки - …
ш.тьё - …
стол.. - …
заря..ка - …

Задание 3

1. Спиши словосочетания вставляя пропущенные буквы.
Чудес..ная п..года, х..лмистая мес..ность, радос..ные лица, поз.няя осень, прекрас.ный день, лучистое со..нце, звёз..ное небо, интерес..ный фильм, вкус..ный обед.

2. Сделай фонетический разбор слова: медведь.

Задание 4

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Об..яснить Дар..е, в..ехать в Мар..ино, с..едобные хлоп..я, обявление о в..юге, от..езд брат..ев.

2. Составь и запиши слова с приставками без-, бес-, из-, ис-, раз-, рас -.
-грузить, -кидать, -лучать, -облачный, -яснить, -сказ, -явить, -дуть, -писать, -пугать, -царапанный, -пугать.

Задание 5

1. Замени одним словом. В слове должно быть два корня.

То, чем тушат огонь.
Человек, который ходит пешком.
Машина, которая проедет везде, по любой дороге.

Человек, который ловит зверей.
Корабль, который расчищает путь во льдах.

2. Выпиши только те слова, в которые надо вставить букву –и-.
Ц..ганка, полиц..я, ц..рковой, ц..фра, ц..плятки, ц..клон.

3. Запиши слова в два столбика.
Прич..ска, ч..рный, ш..ссе, приш..л, крыж..вник, ш..пот, ш..колад, ж..лтый.

Задание 6

1. Спиши предложения расставляя знаки препинания.

Над озером стелется седой туман и плывет далеко в небо.
Осень ходит по полям по лугам по лесам и огородам.

Зашумели заскрипели заворчали старые ели.
Лето несет полные корзины ягод и грибов.

2. Спиши, вставь пропущенные буквы.
Известный скрипач.., русская печ.., луч.. солнца, блестящая брош.., холодный ключ.., красная туш...

Задание 7

1. Просклоняй имена существительные – мечта, дочь.

2. Спиши предложения. Слова в скобках ставь в нужную форму, поставь в этих словах ударение.

Все ребята в нашем классе – (друг).
Школьные (повар) чудесно готовят, они настоящие (мастер) своего дела.
В булочную привезли свежие (торт).

Задание 8

1. Спиши слова, вставляя пропущенную букву.
Мороз..ц, тигр..ца, упрям..ц, кур..ца, любим..ц.

2. Запиши слова в два столбика. В первый запиши слова с ударными окончаниями, во второй – с безударными.
Свеч..й, кольц..м, сердц..м, лапш..й, умниц..й, кирпич..м, нож..м, крыш..й.

Блок "Развитие речи"

Задание 1

1. Составь из слов предложения, запиши. Сделай синтаксический разбор предложений.

Полями, легкий, над, ветерок, полями, гуляет, росистыми.
Зеленой, стоял, речкой, лес, за, узкой, стеной.

2. Напиши сочинение на тему "Моё любимое увлечение".

Задание 2

1. Составь из предложений текст. Озаглавь и запиши.

Засверкала молния. Природа просила воды. Опять засияло солнце. Застучали дождевые капли. Но вот туча закрыла солнце. Природа ожила. Хлынул ливень. Несколько дней держалась сильная жара. Бурные потоки воды побежали вдоль дорог. Природа просила воды. Но вот гроза утихла.

Задание 3

1. Найди границы предложений. Озаглавь. Спиши, расставляя знаки препинания.

На берегу речки стоит плакучая ива она опустила ветки в воду под густыми ветками притаилась щучка ива цветёт за первым медком летит пчела над ивой весело жужжат шмели жаркие лучи солнца греют землю легкий ветерок пробегает по зеленым веточкам.

Размер:
20.93 Kb
Скачали:
1