Фонетический разбор слова
- Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
- Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
- Согласные звуки: глухие и звонкие, твёрдые и мягкие, парные и непарные. Какими буквами обозначены?
- Количество звуков и букв в слове?
Пример: морковь, мор-ковь (2 слога, 2 гл.,4 согл.)
м [м ] согл., зв., тв., непарн.
о [а] гласн., безударн.
р [р] согл. зв., тв. , непарн.
к [к] согл. глух., тв., парн. [г]
о [о]гласн., ударн.
в [ф] согл. глух., мягк., парн. [ф ]
ь -
7 б., 6 зв.
Морфологический разбор имени существительного
1. Часть речи.
2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
3. Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевлённое или неодушевлённое;
- род;
- склонение.
4. Непостоянные признаки:
5. Роль в предложении.
Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.
Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее.
Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., доп.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
3. Непостоянные признаки:
- число;
- род (только в ед.ч.);
- падеж.
4. Роль в предложении.
Пример: Я вышел из душной комнаты.
(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.
Разбор глагола как части речи (морфологический разбор)
1. Часть речи.
2. Начальная форма.
3. Постоянные признаки: спряжение.
4. Изменяемые признаки:
- число;
- время;
- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);
- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
5. Роль в предложении.
Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.
уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.
Морфологический разбор местоимения
- Часть речи.
- Начальная форма (им.п.)
- Лицо.
- Число.
- Род (только в 3 лице ед.ч.)
- Падеж.
- Роль в предложении.
Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.
(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.
- Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
- Выдели основу слова.
- Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
- Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
- Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.
Разбор предложения
- Какое предложение по цели высказывания?
- Какое предложение по интонации?
- Распространенное оно или нераспространенное?
- О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
- Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
- Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
- Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
- Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.
Пример: После теплых дождей в лесу пошли грибы. (Повествоват., невосклиц., распростр.)
Что? Грибы - это подлежащее.
Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.
От подлежащего вопрос задать нельзя.
Задаем вопрос от сказуемого.
Пошли (где?) в лесу – это вт.член. - обстоятельство
Пошли (когда?) после дождей – это вт.член. - обстоятельство
После дождей (каких?) теплых – это вт.член. - определение
Буздалина Оксана Вячеславовна, учитель
pamyatka-razbor.rar
Размер:
13.53 Kb