Стихи для запоминания правил русского языка учащимися начальной школы (3-4 класс) по темам: "Имя существительное", "Имя прилагательное", "Синтаксический разбор предложения" и "Второстепенные члены предложения"
На имя существительное
Бандит один напал.
И в темном переулке
Его весь день пытал.
Скажи, какого рода,
Склоненье назови.
Я очень, очень нервный.
Стреляю: раз, два, три.
Но имя существительное
Ударило поддых.
Бандит свалился на пол
И навсегда затих.
Он не узнал, что имя
Бывает нарицательным,
А может быть и собственным,
Но очень обаятельным.
Одушевленным было,
А может быть и нет.
Бандит уж не узнает
такой большой секрет.
Мы падежи и числа
все в тайне сохранили.
Ну а бандит несчастный
теперь лежит в могиле.
Имя прилагательное
очень обаятельное.
Краткое или полное -
Вниманья достойное.
Качественное, относительное,
Или притяжательное.
Но всегда красивое,
но всегда внимательное.
Возьмет у существительного
Род, число и падеж.
А, если ты не выучишь -
проем тебе я плешь.
Существительное, без сомнения,
Имеет род , еще склонение.
Бывает собственным,
Одушевленным бывает.
И Ваня Петров
Об этом не знает.
Изменяется по числам и падежам.
У Вани в башке сплошной тарарам.
Синтаксический разбор предложения
Во-первых, мы сразу основу найдем.
Главные члены мы подчеркнем.
И выделим самое главное:
Одно или двусоставное.
В простом предложеньи
одна основа,
а в сложном их много.
Ну что ж тут такого?
Вопрос иль побуждение,
Иль вновь - повествование
И есть ли восклицание.
Мы обратим внимание.
Оно распространенное ,
А, может быть, и нет.
От однородных членов
Вам всем большой привет.
Определение чей? и какой?
подчеркну волнистой чертой.
Где, когда, куда, откуда,
почему, зачем и как?
Это обстоятельство -
запомнит и дурак.
Кого? Чего? Кому? Чему?
Я обязательно пойму.
Кого? и Что? и Кем? и Чем?
Понятно сразу станет всем.
О ком ? о чем? - без сомнения
это у нас дополнение.