В процессе учебных занятий нужно предупреждать умственное переутомление учащихся и застойные явления в организме. Для этого необходимо по ходу урока делать короткие паузы - физминутки.
В 1-2 классах физминутки рекомендуется проводить 1-2 за урок, в 3-4 классах - одну. Проведение физминутки не должно нарушать стройности учебного процесса.
Перед проведением физминутки открывают форточки или окно, складывают все учебные принадлежности, дети становятся в проход между столами так, чтобы не мешать друг другу.
Виды физминуток: пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, двигательно-речевые упражнения, алфавитные физминутки, игровые физминутки, физминутки "Явления природы", физминутки в стихах.
"Компот"
Будем мы варить компот (Левую ладошку держат "ковшиком", указательным пальцем правой руки "мешают")
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Будем груши мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять "варят" и "мешают")
Угостим честной народ
"Кудрявая овечка"
Вот кудрявая овечка (Сжать пальцы в кулак, вращение кулачками рук)
Шерстка белая, в колечках (Подушечки пальцев поочередно касаются подушечки большого пальца)
Шерстка мягкая, густая (Поглаживание внешних сторон ладоней)
Шубка у овцы такая (Сомкнуть пальцы в замок, круговое вращение)
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, Упражнения выполняют. (Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, (Открывают глаза)
Через речку мост построим. (Взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву о, получается легко. (Глазами рисуют букву "о")
Вверх поднимем, глянем вниз, (вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо-влево)
Заниматься вновь начнем. (Глаза поднимают)
Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания)
Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх)
Ветер деревья качает-качает. (Вращаются)
То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево)
То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад)
То вниз сгибает. (Наклоняются вперед)
Птицы летят-улетают. (Машут руками-"крыльями")
Ученики тихонько за парты садятся. (Садятся за парты)
***
Раз - мы встали
Раз - мы встали, распрямились.
Два - согнулись, наклонились.
Три - руками три хлопка.
А четыре - под бока.
Пять - руками помахать.
Шесть - на место сесть опять.
Буква "А"
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко, (Дети стоят, широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз - два хлопка)
***
А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело. (Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад, повороты вправо, влево; сели)
Буква "Я"
Яблоня в моем саду
Гнется низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево. (дети делают наклоны вправо, влево)
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперед их протянула. (Поднимают руки вверх, затем пускают вниз, вперед и назад)
А как стихнет ветерок
Моя яблонька заснет. Садятся обратно за парты
Золушка наша умеет работать: (прыжки)
Моет посуду, стирает белье. ("тарелки" руками)
Старые вещи может заштопать, (хлопки за спиной)
Все получается у нее. (хлопки перед грудью)
Вот она пол подметает, так чисто, (наклоны)
Вкусно готовит, золу уберет. (приседания)
Все может делать она очень быстро. (поворот направо)
Да! И при этом песни поет! (поворот налево)
***
Буратино - потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать. (Движения выполняются детьми по ходу стихотворения)
Весенний дождь
Поутру надел на ножки
Дождь хрустальные сапожки. ("пробегать" пальчиками одной руки по другой - от предплечья к кисти)
Где наступит сапожок -
Там раскроется цветок. (похлопывать руки ладонями)
От дождя травинки. (распрямляют спинки, поглаживают руки ладонями)
Радуга
В небе радуга висит (в воздухе "нарисовать" радугу)
Детвору веселит. (потянуться вверх и помахать кистями рук)
С нее, как с горки, (опустить руки вниз)
Едут Егорка, петух, кот, свинья и я. (загибать пальцы на руке)
А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело. (наклоны, повороты, прыжки, хлопки)
***
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки!
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,
Тоже покажем –
Крылья сложили назад.