Внеклассное занятие по направлению "В помощь учению" для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида.
Цели:
Задачи:
Оборудование: презентация, пищевой краситель, чайник с кипятком, кусочки льда, сахар, соль, масло, речной песок, тарелки, ложки, стаканы, молоко, мелкие камни, монетки, пенопластовое и деревянное яйцо, железные болтики, металлическая и пластиковая ложка и др.
Приветствие обучающихся. Организация самоконтроля готовности к занятию.
- По-моему, к нам кто-то спешит? Вы их, конечно, знаете.
Человечки очень споро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нет места мистике,
Если рядом… (Это фиксики: Симка и Нолик)
- Сегодня Нолик и Симка предлагают нам с Вами замечательную идею – устроить в нашем классе Фиксилабораторию для необычайных открытий и интересных опытов. Вы согласны?
- А с каким веществом придется работать, экспериментировать, вы узнаете из загадки от Фиксиков.
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что ОНА –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
- О чем стихотворение? (о воде)
- В огромном космическом пространстве есть только одна планета на которой существует жизнь.
- Эта планета – огромный дом, в котором дружно живут все живые организмы и конечно и мы с вами. Кто догадался, что это за планета? (Земля)
Всю планету могут увидеть только космонавты из космоса. Но люди создали макет Земли. Наверное, вы знаете как он называется… (глобус)
- Правильно, глобус – это уменьшенная модель нашей планеты. Что на глобусе изображено желтым, коричневым цветом … (суша)
- Зеленым … (леса)
- А вода, каким цветом изображена? (темно – синем, голубым)
- Если мы посмотрим на глобус, то какого цвета больше? (синего, голубого)
- Да ребята, на нашей планете больше всего воды.
Бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом, даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
- Посмотрите какая она. Как вы думаете, кто не может жить без воды? (растения, животные, люди)
- Ничто живое не может появиться и развиваться без воды. Вода – это жизнь.
- Ребята, кто из вас знает, сколько жидкости мы выпиваем в день?
- Что, относится к жидкости? (Чай, кофе на завтрак; компот на обед; молоко, кефир на полдник; чай на ужин т.д.)
- Вода чудесница и волшебница, она может превращаться и изменяться. И сегодня на занятии вместе с Фиксиками, узнаем опытным путем, как изменяется вода, какими свойствами обладает. Вы готовы отправиться в Фиксилабораторию?
- Фиксики приглашают в лабораторию. Лаборатория – это место где проводятся опыты, там работают люди, которых называют – учеными, лаборантами. Люди, которые все знают, проводят опыты, отвечают на вопросы многих людей.
- А сейчас Фиксики расскажут, как нужно вести себя в лаборатории: Не шуметь. Не спешить. Аккуратно обращаться с лабораторным оборудованием. Все приборы ставить на свои места. Быть внимательными и аккуратными. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.
- Перед тем как преступить к опытам предлагаю размять наши ловкие, умелые пальчики.
Ах, вода, вода, вода!
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда! (энергично потираем ладошку о ладошку)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело! (сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)
Полотенчиком пушистым вытрем ручки очень быстро. (энергичными движениями "вытираем" поочередно руки)
- Ну, что приступим! Посмотрите на наши лабораторные столы, они тоже готовы к работе.
- Осторожно занимайте свои места. (дети рассаживаются)
Опыт № 1 "Вода – жидкая, может течь"
- Ребята, возьмите из стакана несколько ложек воды постарайтесь эту воду удержать в ладошке над тарелкой. Что происходит с водой? (Вода течет, просачивается сквозь пальцы, ее невозможно удержать)
- Наклоните тарелку, что заметили? (вода стекла к краю наклона тарелки)
Вывод: Вода – это жидкость, она обладает текучестью.
Опыт № 2 "Вода не имеет формы"
- Берем графин с водой и переливаем воду в стакан и тарелку.
Вывод: Вода принимает форму сосуда.
Опыт № 3 "Лед – твердая вода"
- Ребята, возьмите в руки кусочек льда и проследите, что с ним будет происходить? Лед какой? (холодный, скользкий, гладкий)
- Как вы думаете, почему лед растаял? (от тепла ладони)
- Что осталось на ладошке? (Вода)
Вывод: Лед, снег, град, иней – тоже вода. Мы теперь знаем, что при морозе, когда холодно вода меняет свое состояние, становится твердой.
Опыт № 4 "Пар – это газообразная вода"
- Возьмем чайник с горячей водой и посмотрим, что произойдет (из горлышка выходит пар), чтобы лучше было видно, поставим крышку. Мы видим, что пар, когда его становится много, собирается в капли, превращается в воду.
- Такое состояние воды называется парообразным. Вода – из жидкого состояния, переходит в газообразное состояние, летучее, а при охлаждении переходит вновь в воду.
Вывод: Вода переходить из твердого состояния в жидкое и наоборот.
Опыт № 5 "Прозрачность воды"
В прозрачный стакан с водой и стакан с молоком помещают ложку и рассматривают их, называя форму и цвет.
Вывод: Вода прозрачная, не имеет цвета
Опыт № 6 "Цвет, вкус и запах"
Стакан с водой предлагается понюхать, рассмотреть и попробовать воду.
Вывод: Вода не имеет цвета, вкуса и запаха.
Опыт № 7 "Вода - растворителем для некоторых веществ"
Берем 4 стакана воды, в один насыпаем соль, в другой сахар, в третий речной песок, четвертый - вливаем масло, в пятый добавляем краситель, помешиваем ложкой. Что произошло?
Вывод: Соль и сахар, краситель растворились, вода является растворителем. Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили. Вода не растворяет масло и речной песок.
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Опыт № 8 "Тонет – не тонет"
В ведро с водой опускаем различные мелкие предметы и материалы, наблюдаем, что происходит.
Вывод: Легкие предметы плавают на поверхности воды, тяжелые погружаются на дно.
- Мы сегодня опытным путем рассмотрели свойства воды, Фиксики предлагают закрепить наши знания. Делаем выводы, какими свойствами обладает вода:
- Фиксики считают, что Вас можно смело назвать научными исследователями. Большое Вам спасибо.
- Ребята, нашей планете Земля грозит опасность. Это происходит потому, что люди построили много заводов, фабрик.
- Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля.
- От этого гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Но есть люди. Их называют экологи. Они борются за спасение планеты, добиваются, чтобы заводы и фабрики строили очистительные сооружения. Проводят акции по очистке водоемов и их берегов от мусора.
- И многое другое. Воде принадлежит важнейшая роль в природе и в жизни человека. Без воды невозможно существование живых организмов. Она необходима растениям, животным, человеку. Чтобы помочь ей, надо научиться любить природу с детства.
- Понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери, цветочки, травинки. Вода – наше главное богатство, ее ничем нельзя заменить.
- Фиксики приготовили для Вас правила, как правильно пользоваться водой:
- Фиксикам пора прощаться с Вами. Они надеются, что еще увидятся с Вами!
- До свидания ребята!
- Ребята, наше занятие подошло к концу. Сейчас подведем итоги нашего занятия.
- Вам понравилось помогать Фиксикам?
- Чем мы сегодня занимались?
- Что больше всего понравилось, запомнилось?
- Назовите основные свойства воды?
- Как можно беречь воду в доме?
- Я думаю, что вы расскажите о чудесных превращениях воды и ее свойствах своим друзьям, близким. Не забывайте любить и беречь бесценный дар природы – воду.
- Какое у вас сегодня настроение в конце занятия?
- Поднимите вверх зеленый улыбающийся смайлик, кому было весело и интересно на занятии, кому было скучно и неинтересно – красный грустный смайлик.