Актуальность работы
Много лет прошло с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Все дальше события тех лет, все меньше остается живых свидетелей того страшного времени. И только отголоски той войны доносит время до современных поколений.
Эхо войны звучит в сердцах людей, живущих в мирное время, чтобы не дать забыть о событиях тех страшных лет.
К счастью, нынешние школьники не знают ужасов войны. Их родители знают о войне только из книг и фильмов, рассказов старшего поколения. И даже бабушки и дедушки многих ребят не застали военные годы. И сейчас уже трудно представить и понять современным детям, что скрывается за словом "Война".
Война кажется им чем-то абстрактным, каким-то далеким и нереальным явлением, которое никак не касается их самих, их семьи. В тоже время ребенок младшего школьного возраста воспринимает все ярче и легче через личное отношение к событию.
Поэтому, остро встает вопрос о том, как говорить с детьми о тех далеких днях, чтобы дети не только знали об этом, но и чувствовали свою сопричастность с судьбами своего народа, своей страны.
Начальная школа – важный этап в формировании личности ребенка. Это возраст, когда осмысление и понимание жизненно важных моментов и истин проходит через воздействие на чувства детей, затрагивает эмоциональную сферу
На практике часто приходится наблюдать, как красиво проходят школьные мероприятия: в светлых классах или актовых залах, украшенных декорациями и атрибутами, сопровождаются музыкой и стихами.
Но часто ли все это затрагивает детские души, надолго ли остается в памяти детей? К сожалению, далеко не всегда. Бывает, все это остается красивым, хорошо подготовленным мероприятием и только. Но тема войны не может использоваться только для отчета, для "галочки" - провели и забыли.
Поэтому, необходимо задумываться о том, какими практическими делами нужно подкрепить ту теорию, которой мы обогащаем знания детей о войне, чтобы перевести их из категории обезличенных в категорию личностно-значимых для ребенка.
В своей работе хотела представить некоторые виды деятельности, используемые мной в организации совместной деятельности детей. Постаралась выбрать те мероприятия, которые, на мой взгляд, помогают младшим школьникам не только понять, но и пропустить через себя, прочувствовать, что такое война и почему уже столько лет наша страна вспоминает те страшные годы испытаний и светлый миг Великой Победы.
Цель: создавать условия для формирования гражданско-патриотической позиции учащихся, патриотического сознания, чувства сопричастности с историей своей страны, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.
Задачи:
Участники: учащиеся одного класса, возраст детей 8-11 лет (1-4 класс).
Сроки проведения акции: в течение 4-х лет обучения в начальной школе.
В помощь можно использовать готовые презентации (или сделать самостоятельно).
С 1 по 4 класс дети познакомились с такими темами: "Военное детство", "Страшная память Хатыни", "Маленькие узники" (концлагеря), "Дневник Тани Савичевой" (блокада Ленинграда). Все темы касались так или иначе военного детства, что помогало ребятам лучше представить состояние детей, как будто пережить те страшные моменты вместе с детьми военного времени, поставить себя на их место, попытаться понять их чувства, страхи и желания.
Обязательно должны быть включены темы, рассказывающие о военной истории родного города, края. Дети знакомились с темами: "Защитники нашего города. Аллея Героев". "Чье имя носит улица", "Памятник герою". Это поможет сделать более осознанным и прочувствованным традиционное возложение цветов к мемориалам павших героев - безликие памятники приобретают четкое очертание советского солдата. У детей формируется ощущение близости войны, понимание того, что война была совсем рядом.
"Воспоминание", "Солдатская лампа", "Василек" и др. очень хорошие советские мультфильмы в доступной для детского понимания форме дают представление о годах войны, вызывают эмоциональный отклик у ребят, дают возможность включить детей в обсуждение по теме. Могут быть использованы при проведении беседы, классного часа. Хорошо подходят для младшего школьного возраста.
Проводится каждый год, но каждый раз работы ребят были разными. Дети, по мере взросления, переосмысливали услышанное, увиденное и передавали свое отношение, свои чувства в работах.
Наверное, не найдется ни одной семьи на всей территории нашей страны, которой бы не коснулась Великая Отечественная война. Каждая семья свято чтит память о тех, кто защищал свой дом, свою страну. Благодаря проекту "Война в истории моей семьи" ребята с удивлением узнавали, что и их семьи коснулась черным крылом война.
Вместе с родителями перебирали старые фотографии, слушали рассказы прадедов. Итогом проекта явились оформленные детьми "Боевые листки". Ребята принесли их в школу, показали своим одноклассникам, рассказали о том, как война вошла и в их семью.
Эта работа помогает детям почувствовать себя частичкой большой истории своей страны. С гордостью рассказывали ребята о своих близких, защищавших Родину в годы войны, понимая, что им есть, кем гордиться. Так война становится ближе и понятнее ребенку, перестает носить обезличенный характер.
При подготовке ко Дню защитника Отечества, ребята нашли много материалов, касающихся защиты города в годы войны. Кто-то нашел стихотворение, сделал рисунок. Эти материалы хорошо использовать для оформления классной газеты.
Обязательным и очень важным мероприятием являются встречи с живыми свидетелями и участниками той войны. Готовясь к этим встречам, ребята изготавливали маленькие подарки гостям (открытки, рисунки, учили небольшие стихотворения).
Весь день они думали о предстоящей встрече. Рассказы ветеранов производят огромное впечатление на детей, вызывают живой отклик в ребячьих душах.
Акция родилась, когда дети учились во втором классе. Проведя классный час на тему "Дети войны", захотелось получить обратную связь с детьми, понять, вызвало ли данное мероприятие отклик в детских сердцах .
Работа проходит в группах. Каждая группа получает листовку-обращение. Начинается листовка словами: "Люди Земли, к вам обращаемся мы, дети!" Далее детям предлагается оформить листовку и продолжить следующие высказывания:
Ребята имеют возможность переосмыслить ту информацию, которую получили в ходе классного часа, выразить свое отношение. Работая в группе, дети могут поделиться своими эмоциональными переживаниями.
Эти листовки получили название "Письма Мира", потому что выражают желание детей жить и расти в мирное время, не знать тягот войны. Немного пофантазировав, мы пришли к выводу, что эти письма могут пригодиться тем, кто не знает, не помнит войны, помогут задуматься и остановить людей, замышляющих войны. И тогда пришло совместное решение отправить эти письма "в путешествие", чтобы их могли прочитать другие люди.
Накануне Дня Победы мы вместе с детьми и родителями отправились к Мемориалу Славы. Возложили цветы, почтили минутой молчания память погибших. Затем прикрепили "Письма Мира" к алым гелевым шарам и отправили их в большое путешествие. (Лучше работать в группах еще и для того, чтобы писем не было слишком много. Иначе шарам тяжело взлетать)
Конечно, вряд ли письма пришли к адресату, но ребята. отправляя их, верили в то, что делают нужное и важное дело, помогают сохранить мир на планете.
В 3 классе готовили литературно-музыкальную композицию для участия в общешкольном мероприятии. Выбрали тему "Фронтовое письмо". (Сценарий выступления прилагается). Готовясь к выступлению, подбирали стихи, рассказы-воспоминания о письмах с фронта, провели классный час на эту же тему и узнали, как работала военная почта, почему так важно было для солдат получить письмо из дома перед трудным наступлением.
Ребята познакомились с технологией изготовления письма-треугольника. На занятиях в кружке "Рукотворчество" изготовили такие письма для оформления своей композиции. Но потом подумали, почему бы не подарить эти письма людям в преддверии Праздника Победы? В письмах ребята обращались с просьбой не забывать о тяжелых днях войны и тех, кто сражался за Родину. Призывали радоваться каждому мирному дню и помнить, какой ценой завоеван мир, беречь и сохранять мирную жизнь.
Эти письма предназначались всем: и молодым, и людям старшего возраста. Иногда приходилось слышать от более молодых людей: "А мне за что, я не воевала?". И тогда мои ученики уже сами говорили о том, что это наш общий праздник, и все мы должны об этом помнить.
Каждый, кто получал письмо, получал и алый тюльпан, как символ нашей победы и пролитой за нее крови русского народа. Эта акция вызвала у ребят большой эмоциональный всплеск, мы проводили ее и в 4-м классе.
Ежегодное участие в общешкольных мероприятиях отмечалось грамотами и дипломами. Предварительная подготовка помогает создать правильный эмоциональный настрой, ребята очень серьезно готовятся к подобным выступлениям.
Очень важно присутствие на таких мероприятиях ветеранов, детей войны. Это придает выступлениям детей особый смысл. После праздника ребята вручили цветы ветеранам и услышали теплые слова благодарности в свой адрес/
На одном из таких мероприятий получилось замечательное фото с ветеранами. С помощью родителей сделали увеличенные фотографии, на кружке "Рукотворчество" дети оформили красивые рамочки и уже после праздника подарили фотографии ветеранам на память. Ребята увидели, что нужно совсем немного внимания и заботы, чтобы подарить радость людям, отстоявшим свободу нашей Родины. Благодарными быть не сложно!
После всей предварительной работы идем на возложение цветов к Мемориалу Славы, Вечному огню. (Это памятное место приобретает более четкие очертания – ведь ребята познакомились с теми, кому посвящена аллея героев, за каждым барельефом – имя, за каждым именем – реальный человек и его подвиг)
С 1-го класса ребята участвуют в городском мероприятии, посвященном Дню Победы, образуя "живой коридор" во время шествия ветеранов. Во втором классе ребята увидели в колонне ветерана, который приходил к нам в гости.
Кто-то из детей сказал: "Смотрите, наш ветеран идет". Я думаю, что именно в такие минуты формируется чувство единства со своим народом, чувство сопричастности с историей своей страны.
в годы Великой Отечественной войны". Подробнее узнали о героях Сталинграда. Дети готовили дополнительные сообщения к уроку, узнали много интересной информации. Захотелось увидеть все своими глазами. И тогда мы вместе с родителями решили подарить ребятам на окончание начальной школы замечательную поездку в город Волгоград.
Хочется верить, что в 5 класс дети уйдут не с пустой душой. А проведенные нами акции станут для них традиционными делами.