Значительную эмоциональную нагрузку несут ролевые игры, в которых дети на основе собственных впечатлений творчески воспроизводят отношения в мире природы, в мире людей, отношения человека с природными объектами.
В то же время следует помнить, что ролевые игры, как правило, требуют серьезной подготовки и не могут проводиться часто.
Цель урока: закрепить знания о труде водителя и кондуктора, на основе которых воспитанники могут развить творческую игру.
- Ребята, вы любите игры? (ответы детей)
- Сейчас мы с вами сыграем в ролевую игру, тему которой вы скажите. Для этого прослушайте стихотворение.
- Я вас немного поправлю.
НЕЛЬЗЯ! ОТВЛЕКАТЬ ВОДИТЕЛЯ РАЗГОВОРАМИ!
Ёж с водителем болтал,
От дороги отвлекал,
Так его заговорил,
Что водитель позабыл
Остановки объявлять...
Стали все Ежа ругать:
- Ну-ка, Еж, в сторонку встань,
От водителя отстань,
Ты его не отвлекай,
С толку лучше не сбивай.
Разговоры прекрати,
Не мешай - иль выходи.
- Ребята, о чем было стихотворение? (ответы учащихся)
- Верно. Это правило поведения где? (в автобусе)
- Значит, мы разыграем какую ситуацию? (ситуацию в автобусе)
- Мне нужно 5 человек. (Распределяю роли: женщина преклонного возраста, подросток, водитель, девушка с ребенком. Рассаживаются на стулья)
Подросток залетает первее всех и занимает последнее свободное в автобусе место.
- Ребята, кто первый зашел в автобус?
- Ребята, кто, по вашему мнению, должен входить в автобус первым?
- Первыми входят в автобус: пожилые люди, дети, женщины.
- А еще, согласно этикету, при входе в общественный транспорт необходимо снимать с плеч рюкзаки и объемные (например, спортивные) сумки, чтобы не беспокоить других пассажиров.
- Ребята, а правильно ли поступил молодой человек, заняв последнее место в автобусе? Почему?
- По негласным правилам общественного этикета, все сидячие места в автобусах, троллейбусах и т.п. предназначены для детей, стариков и инвалидов. Если люди этих категорий сидят и при этом остаются свободные места, занять их разрешается женщинам.
- По правилам поведения в общественном транспорте, мужчина может сесть в автобусе или троллейбусе только в том случае, если рядом стоящие пассажиры дали на это свое согласие. Так что молодым людям, прежде чем занять свободное место в транспорте, надо негромко спросить у рядом стоящих, не хотят ли они присесть.
- Спрашивать разрешения громко у всего салона некультурно, так же как и предлагать каждому занять свободное место.
- Этикет в транспорте предполагает, что женщина в некоторых ситуациях должна уступать место мужчине. Например, если он является достаточно пожилым человеком, инвалидом или очень плохо себя чувствует.
- Ребята, а как нужно предложить присесть на свободное место? Какие нужно сказать слова? (присаживайтесь)
- Верно, присаживайтесь ...
- Уступая место в транспорте, следует произносить этикетную фразу: "Пожалуйста, присаживайтесь".
- Просто встать и молча указать другому пассажиру на освободившееся место невежливо. Тот, кому уступили место, должен присесть и поблагодарить за оказанную любезность.
Правила этикета в общественном транспорте
Прошу всех встать со стульев и "выйти" из автобуса.
- Подросток опять вылетает первее всех, за ним все остальные.
- Ребята, что вы заметили в поведении выходящих людей?
- Как, по вашему мнению они все должны выходить?
- По правилам поведения в общественном транспорте, первым из автобуса, троллейбуса и т.д. должен выходить мужчина либо младший по возрасту.
- Вышедший молодой человек, согласно этикету, должен оказать необходимую помощь при выходе из общественного транспорта всем, кто в ней нуждается: подать руку женщине, ребенку, помочь вынести сумку старику и т.д.
Вывод: даже в общественном транспорте есть нормы, правила которые следует соблюдать.