Данная разработка представляет собой открытое мероприятие для родителей 5 класса, так как, переходя из начальной школы в основную, дети часто сталкиваются с проблемами адаптации.
От того как пройдет этот процесс, зависит дальнейшее отношение ребенка к учебе.
Именно в этот период родительская помощь становится столь необходимой, особенно при выполнении домашних заданий. Семинар-практикум поможет родителям ответить на вопрос: "Помогать ли ребенку делать домашнее задание?", познакомит с организацией учебной работы детей дома, с рекомендациями по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий.
Цели и задачи:
Повышение психологической грамотности родителей.
Организация условий, которые способствуют осознанию родителями собственной модели взаимодействия с ребенком, преодоление препятствий на пути к пониманию детей.
Помощь в формировании потребности в усовершенствовании взаимоотношений между родителями и детьми.
Знакомство родителей с организацией учебной работы детей дома.
Рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий.
Отработка полученных знаний в кругу семьи.
Оборудование: цитаты, написанные на цветной бумаге; раздаточный материал, мультимедийное оборудование, презентация.
Перед семинаром, проводится анкетирование учащихся, которые отвечают на вопросы анкеты (приложение 1). Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования учащихся.
Встреча родителей (упражнение на сплочение коллектива и создание рабочей атмосферы, благоприятного психологического климата).
Классный руководитель: Добрый вечер, уважаемые родители!
Упражнение "Подари улыбку соседу"
- Все вы сидите по парам. Возьмите соседа за руку, улыбнитесь ему и скажите комплемент.
- Моя улыбка возвратилась ко мне, но ее стало еще больше, так как ваши улыбки присоединились к ней.
- Сегодня у нас с вами необычная встреча. Не просто родительское собрание, а настоящий семинар – практикум, посвященный актуальной на сегодняшний день теме: "Помогать ли ребенку делать домашнее задание?"
- Наше занятие мне хотелось бы начать с определения термина "Семья".
- Семья – что стоит за этим словом? Не это ли слово самое значимое в жизни каждого человека?
- Куда мы так спешим после тяжелого трудового дня? Где ищем поддержки и откуда ждем помощи?
- Сейчас, хочется услышать от каждого из вас, что в вашем понимании значит слово "семья"?
Классный руководитель: Определений, что такое семья существует достаточно много. Например, известный семейный психолог Вирджиния Сатир пишет о семье так: "Сейчас мне совершенно ясно, что семья — это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Семья может стать местом формирования истинных людей".
- Хочется обратить ваше внимание на последнее предложение в цитате: "Семья может стать местом формирования истинных людей".
- Именно родители играют основную роль в воспитании и в полноценном развитии ребенка. И именно поэтому, эту роль надо исполнить как можно лучше, а для этого нужно всего ничего - стоит быть просто хорошими родителями.
Конечно, само по себе понятие "хорошие родители" едва ли имеет четкое определение, ведь каждый человек уникален и неповторим. Абсолютно каждый идет по жизни своим путем, совершает собственные ошибки и достигает успехов, одерживает победы и переживает поражения. И в каждой семье возникают свои, не похожие ни на какие другие, отношения между родителями и детьми – отношения сложные, порой полные противоречий…
Но сколько бы ни было лет вашему ребенку, вы всегда должны быть рядом, чтобы вовремя оказать родительскую поддержку и помощь.
Большинство из вас придают большое значение обучению своих детей, стремясь сделать из них выдающиеся личности. Но при этом вы не всегда четко осознаете свою роль в процессе школьного обучения, зачастую допуская ошибки в воспитании своего ребенка. (Майте Риус)
Сегодня, я хочу поднять такой немаловажный и достаточно актуальный вопрос: "Должны ли родители учиться вместе с детьми? Проверять выполнение домашних заданий? Помогать им с выполнением домашних заданий?"
Константин Дмитриевич Ушинский считал выполнение домашних заданий необходимым видом учебных занятий, составной, обязательной частью обучения. "Без домашних уроков учение может продвигаться вперед лишь очень медленно". Домашняя работа определялась им как одна из форм самостоятельной работы, большое значение придавалось умению ученика самостоятельно учиться.
Многие родители помогают своим детям готовить уроки, разъясняют им учебный материал, исправляют работы. И все же психологи, педагоги и преподаватели единодушны во мнении, что нельзя одновременно быть родителями и учителями, в том числе и потому, что это чуть ли не ежедневно приводит к возникновению конфликтных ситуаций, а учебный процесс превращается в самую настоящую пытку для родителей и детей.
Анхель Перальбо поясняет, что, кроме того, что "если с малолетства дети привыкают к тому, что кто-то их опекает, они становятся зависимыми и вместо того, чтобы проявлять необходимую настойчивость в учебе, расслабляются, занимают выжидательную позицию, в результате чего у них вырабатывается привычка, что кто-то обязательно должен ими руководить".
Бенжамин Монтенегро подчеркивает, что роль родителей заключается в контроле над тем, что работа выполнена, правильно оформлена, что не осталось невыполненных заданий, не касаясь содержания, потому что домашние задания даются ученикам для самостоятельного выполнения".
Но каждый ребенок в любом возрасте может столкнуться с трудностями при выполнении домашнего задания. И, несмотря на то, что некоторым детям выполнение домашнего задания дается легко, а некоторым достаточно сложно, время от времени возникают такие моменты, когда обучающаяся и воспитательная задача родителей сводится к оказанию помощи ребенку.
Именно о таких моментах мы сегодня с вами и побеседуем. Выясним, в каких же случаях, мы, родители, должны помочь своему ребенку в подготовке и выполнении домашнего задания и как это сделать правильно.
- Прежде чем приступить к более подробному изучению нашего вопроса, хотелось бы провести с вами игру, которая называется "Шапка вопросов".
Классный руководитель: Спасибо за участие!
- А теперь, давайте подробно рассмотрим моменты, которые помогут нам оказать своевременную и, главное, правильную помощь в подготовке домашней работы.
- Учеба в школе, выполнение домашних заданий – это серьезный труд и что такое домашнее задание известно всем и каждому. Придерживаясь мнения Ушинского, современные психологи и педагоги объясняют, что выполнение домашнего задания не только закрепляет все знания, услышанные в школе, но и помогают ребенку стать более организованным, учат распределять полученную информацию, структурировать.
- А стоит ли тогда кому-либо вмешиваться в этот процесс? Такой вопрос рано или поздно задает себе любой из родителей, когда ноющее над уроками чадо в очередной раз выводит его из себя. Не проще ли пустить все на самотек: пусть сам справляется, как знает?
"Нет, не проще", – уверен Константин Ульянов, детский психолог-дефектолог. "Ребенку, обязательно нужно присутствие рядом взрослого, способного "поставить ему руку". Иными словами, сначала надо научить ребенка учиться, чтобы потом он смог делать это сам. На школу в данном аспекте я бы рассчитывать не стал: задача учителя – вложить в тридцать голов определенный набор знаний, с которым они не пропадут в дальнейшем.
Ваша задача как родителя – быть для ребенка наставником, который покажет ему, что делать с тем потоком информации, который ребенок получает ежедневно и в большом количестве.
Несмотря на то, что дети проводят в школе по шесть, а иногда и более часов в день ни учителя – предметники, ни классные руководители не в состоянии все успеть изложить. Они нуждаются в помощи. Помощи от родителей. Объяснить ребенку то, что проскочило и не запомнилось в школе на уроке, например, дать понять, что физику нужно знать, чтобы не ударило током, когда фен, включенный в розетку, попадает под кран, и главное – хвалить, подбадривать и всегда быть рядом, если нужно.
Ребенку любого возраста, в том числе и пятикласснику, который переживает адаптационный период перехода из начальной школы в основную, нужно помочь организовать пространство, время, перерывы, режим, и еще ему нужно разрешить по-прежнему играть!
Как родители, вы можете внести огромный вклад в процесс обучения своих детей. Читая своему школьнику, вы автоматически увеличиваете его словарный запас. Ежедневно помогая в выполнении домашнего задания, вы своим вниманием показываете, насколько важно обучение.
Очень многие родители стремятся помочь своим детям, но не знают, как это правильно сделать. Так как же родители могут помочь ребенку выполнить домашнее задание?
Одна из основных задач родителей - объяснить материал так, чтобы ребенок его понял. В 5 классе, на выполнение домашней работы, не должно затрачиваться более двух часов. Перед этим необходимо дать ребенку достаточно времени для отдыха.
Идеально после школы погулять на свежем воздухе, пообедать и только после этого приниматься за выполнение заданного. "Идеальным" временем для занятий уроками считается время с 17:00 до 19:00.
Рекомендуемый порядок действий обычно такой:
И только после всей проделанной работы попросить ребенка, в случае повторного возникновения подобных проблем, немедленно, обращаться к Вам, чтобы вновь не допускать подобных пробелов.
Основные ошибки родителей, которые стремятся оказать помощь ребенку в выполнении домашнего задания.
Часто родители испытывают заблуждение - раз ребенок не понимает, значит, учат плохо. Логично? Логично. Вопросы, которые могут помочь родителям разобраться: в какой помощи нуждается ребенок.
Отталкиваясь от ответов на эти вопросы, можно получить пространство знаний о себе и своем ребенке, которое поможет как минимум выстроить правильное отношение для родителей:
Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:
- Напоследок хочу предложить еще один тест, который поможет вам дать ответ на вопрос "А какой я родитель?"
- Невзирая на результаты всех пройденных за сегодня тестов, хочется сделать акцент на том, что какие бы результаты не давала ваша помощь в подготовке домашних заданий, главное в общении с ребенком – сохранить с ним контакт и доверительные отношения.
- Старайтесь быть в курсе его дел (занятий, увлечений, круга друзей, места прогулок), но не устраивайте допросов и избегайте мелочного контроля.
- Помните, что ваш малыш уже и не малыш вовсе и, что, в течение двух-трех лет друзья будут для него большим авторитетом, чем родители. Не стоит обижаться. Нужно просто потерпеть, это пройдет.
- Разговаривайте с ребенком чаще. Будьте вместе. Займитесь общим делом.
- Можно выражать недовольство поступком, отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства. Волшебные слова мудрого родителя: "Я тебя понимаю. Я вижу, что тебе плохо" (обидно, страшно, грустно, ты злишься и т.д.)
- Прикасайтесь к своему ребенку, чаще обнимайте его.
- Берите на себя только те дела ребенка, которые он не может выполнить сам. Остальное предоставьте ему делать самостоятельно.
- Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями его действий. Тогда он научится отвечать за свои поступки.
- Чаще хвалите ребенка. Похвала принесет больше пользы, чем критика.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это вызовет только агрессию.
- Наказывать ребенка нужно, лишая его хорошего, а не делая ему плохое.
- Главное, чтобы ребенок знал: что бы с ним ни случилось, он может попросить у вас помощи.
- Закончить нашу встречу мне хотелось бы одной притчей… Поразмышляйте над ней, когда будете возвращаться домой.
Притча (звучит спокойная инструментальная музыка, читается притча)э
Помните: пережитые вместе положительные эмоции – это "золотой фонд" вашей жизни с ребенком!
- Большое спасибо за внимание! До свидания!