Цели урока:
Оборудование: индивидуальные листы с текстом, презентация.
- Доброе утро, ребята! Хочу начать сегодня урок чтением стихов.
Дон могучий, Дон широкий
Темно-синею водой
По степи бежит далекой,
Блещет яркою струей.
И, журча, катятся воды,
И валы о берег бьют,
И о днях былой свободы
Песни смелые поют.
Все поют! О буйной воле,
О наездах казаков,
О пирах, о тяжкой доле,
О бряцании оков...
Все поют! И песню эту
Кто душой своей поймет,
Пусть несет ее по свету,
Пусть, как Дон, ее поет! (Гиляровский Владимир)
- Скажите, ребята, как вы понимаете слова поэта и как его стихотворение, на ваш взгляд, может быть связано с нашим уроком?
- Вихри времени ломали дубы - империи, и клены - царства, но степную траву они только пригибали к земле, и она вставала не поврежденной.
- Казаки являются потомками древних славян живших здесь. Никем не принужденные, старожилы низовых степей Дона. Именно им мы сегодня посвящаем урок.
- Но прежде, чем мы приступим к работе, давайте уточним.
- Форма урока – работа с тестом на основе текста. Следовательно, перед вами лежат по два листа. Один – лист для индивидуальной работы, второй текст, с которым мы сейчас познакомимся. (читают текст про себя)
Чтение текста вслух по абзацам.
Выбери правильный ответ:
Кто обучал военным навыкам казачонка?
а) мать;
б) атаман;
в) отец.
Почему в казачьей семье мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку?
а) потому что мальчик важнее девочки;
б) чтобы воспитать мужчину-защитника;
в) чтобы было кому командовать в доме.
Какое холодное оружие было у каждого казака?
а) шпага;
б) меч;
в) шашка.
Каким знаком служила серьга в левом ухе казака?
а) знаком богатства;
б) знаком веселой жизни;
в) знаком того, что казак – единственный сын в семье.
Чему учили казаки своих сыновей?
а) верховой езде;
б) работе в поле;
в) безделью.
Почему у казаков были очень малые потери в боях? (определи неверный ответ)
а) прятались в недоступных местах;
б) оберегали друг друга;
в) имели навыки военного ремесла.
Какую реку казаки называли батюшкой?
а) Урал;
б) Енисей;
в) Дон.
Какие рода войск составляли казачьи полки?
Составьте последовательность обучения ребенка владению шашкой.
а) "Ставили руку" - учили резать клинком струйку воды.
б) Учили "рубить лозу".
в) Отрабатывали навык на боевом коне.
Что такое "Коновязь"?
Коновязь – место для привязывания лошадей в виде кольев с протянутой по ним веревкой или закрепленной в горизонтальном положении поперечины.
Прочти текст, ответь вопросы.
1. В 1875 году срок военной службы казакам был сокращен. Первые три года приходились на приготовительный разряд. Затем казак отбывал действительную службу четыре года в частях первой очереди, еще четыре года - в частях второй очереди и девять лет - в частях третьей очереди.
- Какой срок военной службы был установлен казакам?
- О чем говорится в данном тексте? (О сроке службы казака)
- Назовите этапы службы казака.
- Какое действие необходимо выбрать, чтобы ответить на главный вопрос? (+)
- Запиши у доски выражение: 3+4+4+9=20 (лет) - срок службы.
2. К концу XIX века на территории Области Войска Донского насчитывалось 134 станицы, 1728 хуторов.
- Сколько всего станиц и хуторов имелось на территории Области Войска Донского? (1862 - хуторов и 134 станицы)
- О чем говорится в тексте?
- Что необходимо узнать?
- Какое действие выберем для решения? (+)
3. В 1805 году атаманом М.И. Платовым был основан г. Новочеркасск, ставший в 1806 году новым административным центром Земли Войска Донского вместо Черкасска. (ныне ст. Старочеркасская)
- Сколько лет Новочеркасск является казачьей столицей, если сейчас 2018 год? (212 лет)
4. В 1802 году впервые был определен войсковой комплект: 80 пятисотенных полков.
- Сколько казаков служило в войсковом комплекте? (40000 человек служило)
- Дети, как вы понимаете значение слова "пятисотенный"? (это значит 5 сотен)
- Каким действием записать фразу 80 пятисотенных полков? (умножением: 500 x 80 = 40 000 (человек служило)
- Найдите первое предложение 2-го абзаца. Прочитайте его. Наша задача – составить и записать несколько словосочетаний.
- Напомните, пожалуйста, правило, которое мы должны учесть при выполнении этого задания. Грамматическая основа словосочетанием не является.
Выделите грамматическую основу:
- Поднимите руку те, кто может сказать, кто изображен на этом портрете?
- Верно, это Наполеон Бонапарт – великий французский полководец. Пред ним приклонили колени армии всего мира, но:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою. (А.С. Пушкин)
Так писал о поражении Наполеона А. Пушкин. Гораздо позже, будучи в ссылке на острове Эльба, Наполеон скажет…
Последнее задание – вам необходимо своими словами объяснить, почему казаков Наполеон назвал лучшими воинами в мире.
*** Если останется время
Как называлась в царской России территория, на которой проживали донские казаки?
а) Ростовская область
б) Донская область
в) Область Войска Донского
- Что нового узнали на уроке?
- Какие сведения о жизни казаков вы рассказали бы своим товарищам и друзьям?