Цель:
Оборудование: эколого-этнографическая зона "Парк-сад XIX века", карта села.
Предварительная работа:
Класс отправляется в парк.
Учитель: Над вами голубое небо, а под ногами земля, на которой родились ваши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки, ваши мамы и папы. Это наша Родина. Подумайте, с чего же начинается наша Родина? (ответы детей)
Если скажут слово "Родина",
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки – березка-скромница
И ромашковый бугор… (читает ученик)
- Вы, наверно, догадались, какая тема занятия?
Учитель: Тема занятия "Люблю тебя, мой край родной!"
- Теперь произнесите ее с нежностью.
- У каждого человека, живущего в России, есть своя малая родина, а у нас, ребята, своя маленькая родина.
Где роса с горошину,
Трели соловья,
Есть село Головчино -
Родина моя!
- Сегодня в очередной раз мы отправимся с вами в увлекательное путешествие в разные уголки нашего родного села. Каждая группа готовила выступление по достопримечательностям нашего села.
- Где бы хотели побывать? Какой ваш любимый уголок нашего села?
Закончи предложение: Мой любимый уголок… (ответы детей: парк, муз школа, круглое здание, игровая площадка, церковь, храм)
Данные объекты села появляются на карте.
- Некоторые замечательные уголки нашей малой родины мы посетим, узнаем их историю, раскроим тайны и загадки
1 группа: Храм Спаса Нерукотворного, Преображенская церковь
Учитель: Мы отправлямся в путь. Мы находимся в центре нашего села
- Что интересного можно увидеть в центре? (ответы: Храм Спаса Нерукотворного)
- Почему он так называется? (Престольный праздник в нашем селе - это яблочный Спас)
- Все мы люди хрещеные, христиане, посещаем Храм Спаса Нерукотворного. Есть в селе старейшее сооружение Преображенская церковь.
- В чем загадка этой церкви мы сейчас узнаем.
Cообщение ученика:
Преображенская церковь в Головчино относится к старейшим сооружениям и построена в XVIII веке. Загадочной в этом сооружении является колокольня. Среди местных долгожителей приходилось слышать рассказы о том, что якобы во время нашествия шведов в начале XVIII века Петр I приказал эту церковь приспособить к обороне.
Удивительным, все же, является то, что в колокольне с четырех ее сторон устроены круглые, хорошо видимые отверстия, которые отдаленно напоминают бойницы. Так для чего же все-таки они?
2 группа: Парк-Сад XIX века
Уж много лет тому назад
Там, где волнуются, шумят
Златые нивы по полям,
Разбит был парк.
- А вот наш знаменитый парк.
Ученик:
Планировка парка дошла до наших дней. Он посажен во "французском стиле". Парк располагался позади господского дворца. Парк славится липовыми аллеями. В парке поражают своими размерами гигантские тополя. У наиболее крупных окружность ствола достикает 8 шагов. Парк украшает наше село. Тенистые липовые аллеи прекрасны в любое время года. В 1975 году парк взят под охрану государства.
- А сейчас познакомимся с обитетелями нашего парка. Давайте птиц и животных нашей местности поселим в нашем парке. (ученики прикрепляют фишки с обитателями парка на эскиз парка)
3 группа: Памятник
Учитель: Гуляя по парку, мы не может не побывать около памятника героям войны.
- Мы гордимся героями-головчанами. Их подвиги удостоены самой высокой наградой - золотой звездой героя Советского Союза.
- Давайте посвятим всем героям войны стихи.
Посещение памятника
Как далеко от нас война,
О ней мы узнаем теперь из книжек.
Блестят у ветеранов ордена,
У прадедов сегодняшних мальчишек.
4 группа: Школа искусств
Учитель: Находясь в центре села мы не можем не посетить Головчинскую детскую школу искусств.
Ученик: Это здание имеет свою историю. Когда-то здесь размещалась церковно-приходская школа, а затем начальная. Не одно поколение Головчан училось в этой школе. Сейчас его не узнать С 1 марта 2001 года в нем размещается Головчинская детская школа искусств. Вот уже на протяжении 12 лет дети имеют возможность получить музыкальное, хореографическое и художественное образование.
- У нас тоже ребята, которые посещают Головчинскую детскую школу искусств. Вместе с ними мы отдохнем. (ученик играет на баяне частушки)
5 группа: Круглое здание
Учитель: Историю нашего села можно изучать по картинам, которые собраны в залах самого загадочного сооружения нашего села – Круглого здания
Ученик: Самый загадочный памятник архитектуры - Круглое здание в селе Головчино. Памятник архитектуры 18 века. Построено в имении помещиков Хорватов. Оригинальное решение - "цилиндр в цилиндре" делает этот памятник уникальным не только для Белгородчины, России, но и всего мира. Первоначальное назначение здания не установлено.
Существует несколько версий его предназначения:
Учитель: В XX веке использовалось как складские помещения. Второе рождение памятника произошло в 1999 г. Ну, а в наше время в этом загадочном здании работает музей.
- Что интересного мы узнаем из картин музея Круглого здания:
Долгое время называлось Спасским.
Первое название связано с названием церкви.
Владельцем села с начала 18 века был Гаврилл Иванович Головкин.
После приобретения села графом Головкиным, село стало называться "Головкино".
Так появился важный господин,
Петровский канцлер Головкин.
Основу и название нашего села
Эпоха Петра I дала.
Учитель: Затем Екатериной II было подарено генералу Хорвату. В годы царствования Александра I Хорваты выстроили в Головчино прекрасный дворец и парк.
Работа на краеведческой поляне "Собери пословицу"
- Всякому мила своя сторона.
- Без корня и полынь не растет.
- На родной стороне и камешек знаком.
- На чужой стороне и весна не красна.
- С родной сторонки и ворона (собачка) мила. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Человек без Родины что соловей без песни.
- Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет.
- Где кто родился, там и пригодился.
Учитель: Наша экскурсия по родному краю подходит к концу. Давайте подведем итог.
- Надеюсь, что живущие в нашем селебудут хранить и приумножать добрые традиции старших поколений.Головчино – наш общий дом, и именно мы, жители, наполняем его теплом, уютом, радостью. Будущее села зависит только от нас. Если это поймет каждый житель нашего села, то оно станет краше и светлее.