Составление портфолио стало неотъемлемой частью работы каждого учителя начальных классов.
Портфолио - хороший способ фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения школьника в определенный период его обучения.
Портфолио дает возможность коллекционировать работы и образовательные результаты учащегося, отслеживать его усилия, прогресс и достижения в различных областях, отслеживать системность в обучении, проводить мониторинг знаний, навыков и отношений к учебе.
В начале создания такой папки достижений у многих учителей и родителей возникает ряд вопросов: на какие части разделить портфолио? Что нужно указывать в каждой части? Каковы критерии оценивания портфолио? Каков объем представляемых материалов?
Портфолио является показателем совершенствования и развития ученика. Материалы портфолио должны быть подтверждены и датированы. В папку достижений можно положить выполненные задания по предметам, изучаемым в школе, фотографии, грамоты, творческие работы и медиа материалы
Оформление материалов портфолио осуществляется в произвольной форме, материалы хранятся у ученика и предоставляются преподавателю по окончанию учебного года. Результаты портфолио обсуждаются с учеником и его родителями. Демонстрировать портфолио другим ученикам возможно только лишь с согласия его владельца.
Работа по составлению портфолио ученика начальной школы ведется на протяжении всех четырех лет обучения.
Содержание портфолио ученика начальных классов
Первая часть портфолио - достижения, которых ученик достиг при изучении школьных предметов и дисциплин (олимпиады, ярмарки, результаты ВПР и т.д.)
Вторая часть портфолио - результаты, которых ученик достиг при составлении рефератов, сообщений, заданий, выполненных самостоятельно, кроссвордов, составленных по результатам изучения отдельных учебных предметов.
Третья часть портфолио - рассказ о своих увлечениях. Результаты участия в различных кружках художественной самодеятельности, спортивных секциях. Сюда можно приложить свои работы и фотографии.
Составление портфолио способствует повышению мотивации учащихся, помогает формировать способность адекватно оценивать свои достижения как в учебной, так и во внеучебной деятельности, осознанному участию в жизни класса и школы.
Ребята с интересом обмениваются своими паками достижений, что положительно влияет на создание психологически комфортной обстановки в учебном коллективе, сплачивает детей, ведь у них появилась возможность узнать о своих одноклассниках не только как об учениках, но и как о людях со своими увлечениями и интересами.
Чтобы повысить интерес к составлению портфолио, можно провести конкурс, по итогам которого члены жюри отметят грамотность составления папок достижения, креативность оформления портфолио. По итогам конкурса выявить победителя и призеров.
Такая работа поможет ребятам развиваться не только в учебном плане, но и в личностном, а развитие творческой личности - одна из главных задач современного образования.